Модуль 6: Эмпатия II
Целевая ориентация: Комплексы Theory of Mind/социальная когниция; чрезмерное стремление к завершенности (need for closure)
Постановка задачи: В начале этого модуля участников просят собрать отправные точки для достоверной оценки человека (например, язык, жесты). При этом в группе необходимо провести подробное обсуждение сильных и слабых сторон каждого критерия оценки.
После этого участникам демонстрируют истории в картинках. Участники получают задание оценить ситуацию с точки зрения изображенного человека и высказать предположения о том, что этот человек может думать о другом человеке или о каком-то событии. Существует два различных варианта этого задания; стандартная версия и версия, предусматривающая недостаточный учёт информации, опровергающей изначальное представление (BADE) — по аналогии с процессами Модуля 3, где идет речь об этой проблеме. В стандартной версии история в картинках демонстрируется целиком и должна использоваться, если предполагается, что сессия будет продолжаться менее 50 минут. Участникам предлагается — картинка за картинкой — перевоплотиться в изображенного персонажа.
В случае версии BADE большинство историй в картинках демонстрируются в обратном порядке, т.е. вначале показывается хронологически самый поздний кадр или кадры, в то время, как первые кадры остаются скрытыми. Предлагается вначале задать пациентам вопросы по тем картинкам, которые были открыты в первую очередь (т.е. последним с хронологической точки зрения): нужно ли показывать другие кадры, или же ответ уже очевиден? Фактически, благодаря дополнительным изображениям, настоящий ход событий в большинстве случаев представляется совершенно в другом свете. Особые указания для интерпретации историй в картинках для стандартной версии и версии BADE приведены в нижеследующей таблице.
Кроме того, в группе можно рассмотреть вопрос о том, какие из возможных интерпретаций сильнее всего поддерживаются за счет имеющейся информации. В обеих версиях для большинства историй в картинках дать окончательное толкование не представляется возможным. В таком случае участники должны высказать свои предположения о том, какой дополнительной информации не хватало, чтобы решение можно было принять в пользу одного из вариантов.
Материалы: Истории в картинках были по нашему заказу подготовлены Мартином Армбрустером, Бриттой Блок, Кристин Хохе и Марианной Руиз-Вильярреаль. Авторы прочих иллюстраций/фотографий указаны в конце презентации.
Теоретическая основа: У пациентов с шизофренией имеются трудности в ситуациях, когда требуется смена перспективы или эмпатия по отношению к другому человеку (Фрит, 2004; Шпронг и др., 2007). При этом искаженное восприятие мотивов и действий других людей легко может привести к межличностным конфликтам. Однако недостаток Theory of Mind (умения строить модель сознания другого человека) наблюдается также и при других психиатрических отклонениях, а вопрос их специфического патогенетического значения в возникновении бредовых расстройств еще не окончательно прояснен (Гарети и Фримэн, 1999).
Кроме того, в некоторых работах показано, что пациенты с шизофренией демонстрируют сильную потребность в логической завершенности и уверенности (Кольберт и Петерс, 2002): они испытывают трудности с принятием неоднозначных ситуаций или незавершенных действий.
Цель модуля: Участникам объясняется различие между информационным статусом «всезнающего наблюдателя» и протагонистом. Пример из цикла A: В одной из сцен врач сообщает женщине плохие новости. Из-за этого она опаздывает на работу, и начальник ее отчитывает. На основании последней картинки напрашивается вывод о том, что ее начальник — бессердечный человек. Однако у наблюдателя имеется больше информации, чем у начальника. Нельзя с уверенностью утверждать, бессердечен ли он или просто ничего не знает о визите женщины к врачу. С другой стороны, справедлив аргумент о том, что руководитель мог бы отреагировать более чутко, так как его подчиненная явно производит впечатление человека, который чем-то расстроен.
Многие из историй в картинках не приносят удовлетворения лицам с повышенной потребностью в логической завершенности. Для некоторых сцен — как и в реальной жизни — невозможно дать однозначное толкование. Поэтому участники должны подумать о том, какая дополнительная информация поможет четко подтвердить ту или иную гипотезу.
Общие рекомендации: Участникам предлагается по очереди рассказать об изображенных событиях. Если пациенты описывают вещи, которые отсутствуют на соответствующей картинке или содержат необоснованные выводы, то инструктор сообщает им об этом. Участники должны занять различные перспективы /точки зрения изображенных лиц или групп. Общая цель тренинга состоит в том, чтобы посеять сомнения: пациенты учатся тому, чтобы ослаблять свои оценочные суждения и воздерживаться от поспешных выводов в случае отсутствия достаточных доказательств. Чтобы достичь этой цели, попросите пациентов указать степень своей уверенности в соответствующем суждении (например, высоко поднятая рука свидетельствует о том, что человек абсолютно уверен в своем решении; наполовину поднятая рука, напротив, говорит о неуверенности).
Особые указания по интерпретации изображений:
Задание |
||||||
Цикл A |
Стандартная версия |
Версия BADE |
||||
1 (День рождения) |
Так как бабушка не может открыто выразить свою нелюбовь к шоколадным конфетам, маленькая девочка, вероятно, снова подарит бабушке сладости на следующий день рождения. |
Вначале трудно судить о том, что девочка подарит своей бабушке на следующий день рождения. После открытия первой по хронологии картинки, где бабушка, кажется, радуется конфетам, представляется вероятным, что на следующий день рождения девочка снова подарит ей конфеты. Вообще-то, бабушка их не любит, но не показывает этого открыто. Участники курса должны осознать, что у них имеется больше сведений об этой истории, чем у девочки. |
||||
2 (Плохие новости) |
См. указания к версии BADE |
На основании одной лишь информации, содержащейся в последней по хронологии картинке трудно судить о том, бессердечен ли начальник или нет. Предпоследняя по хронологии картинка показывает, что женщина плачет и, вероятно, в связи с этим опаздывает на работу. Первые по хронологии картинки (которые, соответственно, раскрываются в последнюю очередь), позволяют предположить, что у женщины проблемы со здоровьем. В то же время неясно, знает ли руководитель о том, что у нее перед работой была назначена консультация врача и/или что у нее есть проблемы со здоровьем. Соответственно, мы не можем с уверенностью утверждать, что ее начальник бессердечный человек. Вполне возможно, эта женщина регулярно опаздывает, что может частично оправдать его реакцию. С другой стороны, на последней по хронологии картинке женщина выглядит заплаканной, так что приступ ярости кажется, по меньшей мере, преувеличенной реакцией. |
||||
3 (Авария) |
По всей видимости, от мужчины пахнет алкоголем. Вероятно, полицейский подумает, что авария произошла по причине алкогольного опьянения мужчины. Это не обязательно не соответствует действительности, но мы не можем с точностью утверждать, мог ли человек в трезвом состоянии ее предотвратить. Однако прямой участок дороги может служить доказательством того, что на мужчине действительно лежит основная вина, т.к. у него было достаточно времени, чтобы затормозить. |
Только лишь на основании последней по хронологии картинки трудно судить о том, что думает полицейский. Мы можем лишь сделать вывод о том, что водитель производит дезориентированное/смущенное впечатление. Однако мы еще не знаем, является ли это следствием аварии или какого-то предшествующего события. Впрочем, первое предположение кажется в этот момент времени более логичным. Из последующих картинок наблюдатель узнает, что перед несчастным случаем на дорогу выбежало дикое животное. Из первой по хронологии картинки следует, что водитель перед тем, как сесть за руль, пил алкоголь. Важно напомнить о том, что наблюдатель/участник семинара имеет больше информации, чем полицейский. Однако вполне вероятно, что полицейский почувствовал запах алкоголя и сделал вывод, что несчастный случай произошел по причине алкогольного опьянения, хотя реальный ход событий намного сложнее. |
||||
4 (Банк) |
Банковский служащий не знает, что мальчик только что купил игрушечный пистолет. Испугался служащий или нет, зависит от многих факторов (например, насколько неадекватное впечатление производит мальчик, выглядит ли пистолет как настоящий или труслив ли банковский служащий сам по себе?). |
На основании последней по хронологии картинки можно предположить, что банковский служащий испугался оружия. Похоже, что нападающий — маленького роста. Позже, при демонстрации второй по хронологии картинки наблюдатель/участник семинара узнает, что роль оружия играет игрушечный пистолет, о чем, впрочем, необязательно должно быть известно банковскому служащему. Действительно ли банковский служащий напуган, зависит к тому же от других факторов, о которых мы не можем точно судить (например, насколько неадекватное впечатление производит мальчик, выглядит ли игрушечный пистолет настоящим и труслив ли банковский служащий по природе?). |
||||
5 (Байдарочный поход) |
Несмотря на то, что отец и сын не услышали штормовое предупреждение, они, по всей видимости, сами видят перемену погоды (надвигающиеся тучи) и поэтому решают не ходить на байдарках. С другой стороны, в таком случае они, вероятно, повернули бы назад еще раньше. |
На последней по хронологии картинке отец и сын, по всей видимости, собираются в байдарочный поход, хотя очевидно, что на небе много туч. Из третьей по хронологии картинки следует, что им не следовало бы идти на байдарках, так как объявлено штормовое предупреждение, которое они, однако, по всей вероятности, не слышат. На основании дополнительной информации, представленной на первой по хронологии картинке, мы знаем, что погодные условия изменились. Возможно, что отец и сын сами заметили ухудшение погоды и отменили поход на байдарках. С другой стороны, в таком случае они, возможно, повернули бы назад еще раньше. |
||||
6 (Фургон с мороженым) |
Мальчик не знает, что девочка в последний раз видела фургон с мороженым около церкви и, таким образом, вероятно, полагает, что девочка в последний раз видела фургон перед детской площадкой (когда он в последний раз ее видел). |
Версия BADE отсутствует. |
||||
7 (Сосиски) |
Так как мальчик ранее говорил о том, что очень голоден, мама, по всей видимости ошибочно, подозревает, что это он съел все сосиски. |
Версия BADE отсутствует. |
||||
8 (Сосед) |
Мужчина дважды не может завести машину, т.к. у нее сел аккумулятор. По причине ссоры с соседом, который ранее жаловался на его громкую музыку (картинки 1-2), он, видимо, предположил, что это сосед залез в его машину и намеренно включил фары, чтобы посадить аккумулятор. Однако когда аккумулятор сел и во второй раз (теперь уже в другом месте) (картинка 4), он, вероятно, предположит, что оба раза он сам по рассеянности оставил фары включенными (вероятно, владелец машины сбит с толку ссорой с соседом). |
Версия BADE отсутствует. |
||||
Цикл B |
Стандартная версия |
Версия BADE |
||||
1 (Толстый человек) |
Решающим для понимания задания является тот факт, что люди в кафе не видели мальчика с пилой. По этой причине гости, скорее всего, предположат, что стул сломался из-за веса мужчины. Однако вероятно, в результате этой манипуляции стул сломался бы и под более легким человеком. |
Версия BADE отсутствует. |
||||
2 (Машина) |
Непонятно, воспринимает ли женщина слова мужчины просто как информацию, как доброжелательное обращение или как покровительственное/надменное отношение. |
Версия BADE отсутствует. |
||||
3 (Библиотека) |
Здесь возможно несколько интерпретаций. Например, мужчина мог не обратить внимания на то, что женщина разговаривает по телефону у стойки информации и поэтому принять высказывание на свой счет. В пользу этой версии говорит то, что мужчина заговаривает с женщиной напрямую и не пытается вначале обратить на себя ее внимание. В этом случае он наверняка очень раздосадован. Однако мужчина также мог подумать, что женщина за стойкой информации должна уделять больше внимания работе, а не отвлекаться на личные разговоры. |
На основании второй по хронологии картинки можно сделать вывод о том, что мужчина не понял, что женщина у стойки информации говорит по телефону, так как он обращается к ней напрямую, без того, чтобы вначале обратить на себя ее внимание. Поэтому возможно, мужчина принимает высказывание на свой счет. С другой стороны, он также может подумать, что женщина должна уделять больше внимания работе, а не отвлекаться на личные разговоры. Эта история в картинках допускает несколько вариантов интерпретации. Важно указать участникам семинара на то, что мужчина на картинке не обладает тем же объемом информации, что и зрители. |
||||
4 (Футбол) |
На первой картинке иностранцы, по всей видимости, изучают язык страны, в которую они приехали. Представленное содержание занятия очень простое (см. грамматику на доске) и, по всей видимости, словарный запас участников столь же беден. Поэтому они, вероятно, не поняли значения таблички в парке. Вероятно, сторож в парке подумал, что ребята намеренно не следуют правилам. Также свою роль могли сыграть предрассудки против иностранцев. Можно развернуть дискуссию о том, является ли табличка на газоне достаточным предупреждением для того, чтобы прекратить игру в футбол. |
На последней по хронологии картинке сторож, по всей вероятности, думает, что ребята сознательно нарушают правила, играя на газоне в футбол. На основании информации, представленной на первой по хронологии картинке, становится понятно, что игроки — иностранцы, которые, по всей видимости, еще не владеют языком принимающей страны, так как содержание их занятия крайне простое (см. грамматику на доске). Маловероятно, что сторож владеет этой информацией, то есть, у зрителя информации больше, чем у сторожа. |
||||
5 (Больной) |
Возможно, мама поверит, что мальчик заболел, но лишь в том случае, если термометр, который до этого был опущен в горячую чашку, был стряхнут до разумной температурной отметки (это не показано!). В другом случае термометр покажет слишком высокую температуру, и мама предположит, что мальчик просто симулирует болезнь. |
На последней по хронологии картинке мама производит удивленное впечатление и, вероятно, она озабочена состоянием здоровья своего сына. На третьей по хронологии картинке сын окунает термометр в горячую чашку, чтобы казалось, что у него жар. В результате картинка воспринимается в другом свете. Возможно, мама догадается, что мальчик симулирует, если термометр будет показывать слишком высокую температуру. В этом случае она наверняка рассердится. Обе первые по хронологии картинки показывают дальнейшее развитие событий, но не дают дополнительной информации. |
||||
6 (Галерея) |
Мужчина приходит в картинную галерею. Вероятно он думает, что оба присутствующих человека говорят о нем, хотя, по всей вероятности, они беседуют о картине. Возможно, оба посетителя жалуются на то, что им загородили вид. |
На основании последней по хронологии картинки можно предположить, что оба присутствующих человека разговаривают о мужчине, который стоит перед картиной. После ознакомления с первым по хронологии кадром становится понятно, что оба эти человека уже говорили о картине до этого. Точно не ясно, что думает мужчина: считает ли он, что эти люди говорят о нем или он думает, что они обсуждают картину? |
||||
7 (Дом) |
По всей видимости, мужчина забыл ключ от своей квартиры и залезает в нее через свое собственное окно. Прогуливающийся человек, вероятно, принимает мужчину за грабителя. Конечно, он также может знать этого мужчину (возможно, это его сосед). Также возможно, что этот мужчина говорил с ним только что (жест владельца дома на 2-й картинке может быть истолкован таким образом, что он объясняет прохожему ситуацию). |
На последней по хронологии картинке кажется, что мужчина влезает в чужой дом. Только ознакомившись со второй по хронологии картинкой, можно сделать вывод о том, что мужчина забыл ключ от своей квартиры. Здесь опять же важно, чтобы участники осознали, что прохожий не обладает той же информацией, что и участники семинара/зрители, и поэтому может решить, что этот мужчина — преступник. Прежде всего, это предположение будет справедливо в том случае, если прохожий не знаком с этим мужчиной. |
||||
8 (Близнецы) |
Вероятно, мужчина подумает, что Лиза (женщина, которая позвонила) сидит в кафе, хотя она ранее сказала ему, что у нее другие планы. Так как мужчина разговаривает с Лизой на «Вы», можно предположить, что он ее не очень хорошо знает и, возможно, не догадывается о том, что у нее есть сестра-близнец. |
Вероятно, мужчина подумает, что Лиза (женщина, которая позвонила) сидит в кафе, хотя она ранее сказала ему, что у нее другие планы. Только после ознакомления с первой по хронологии картинкой становится понятно, что женщина в кафе — это сестра-близнец Лизы, которую зовут Карин, о чем мужчине, по всей видимости, неизвестно, так как он, видимо, не очень хорошо знаком с Лизой (он обращается к ней на «Вы»). |