Модуль 5: Память
Целевая ориентация: Чрезмерная уверенность в искаженных воспоминаниях
Постановка задачи: Задания визуального варианта парадигмы Диза-Ройдигера-Макдермотта или парадигмы искаженных воспоминаний приводятся в основной части (Редигер III и МакДермотт, 1995; Редигер III, Уотсон, МакДермотт, & Галло, 2001). Эти изображения провоцируют ложные воспоминания также и у большого процента (50-80%) здоровых испытуемых. В качестве вводного примера в Цикле А демонстрируется пляжная сцена с множеством типичных подробностей (играющие дети, загорающие люди, вода). Однако другие детали, которые можно было бы предположить в такой сцене, не показаны (мяч, полотенца). Несмотря на это многие участники позже непоколебимо уверены в том, что видели ожидаемые детали, которые на самом деле отсутствовали.
С помощью первых двух изображений и краткого введения с использованием примеров участникам объясняют, что такое эффект искаженных воспоминаний. После этого пациентов просят рассмотреть изображения более внимательно и запомнить каждую деталь как можно точнее, чтобы избежать появления искаженных воспоминаний в дальнейшем. Вслед за демонстрацией каждого изображения (примерное время: около 15-30 секунд или в зависимости от уровня способностей группы) предлагается задача на узнавание: из списка вещей нужно выбрать, какие из них были представлены на рисунке, а какие - нет. В некоторых упражнениях для типичных сцен предусмотрен мозговой штурм (см. также Общие рекомендации), что, как правило, также повышает вероятность появления искаженных воспоминаний.
Материалы: Автором большинства рисунков является Норман Рокуэлл (обработка: Миллер и Газзанига, 1998). Изображения, помеченные в презентации значком ©, были любезно предоставлены фирмой «Геобра Брандштеттер ГмбХ унд Ко. КГ». Большинство сцен на фотографиях были подготовлены Штефаном Мерцем и Франком Бурмайстером, за что мы выражаем им благодарность. Авторы других использованных иллюстраций/фотографий, указаны в конце презентации.
Теоретическая основа: Пациенты с шизофренией создают большое количество искаженных воспоминаний, в достоверности которых они не сомневаются (Мориц, Вудворд, 2002, 2005; Мориц, Вудворд, Каттлер, Уитман и Уотсон, 2004; Мориц, Вудворд и Руфф, 2003). С одной стороны, пациентов невозможно разубедить в субъективной достоверности этих ложных воспоминаний, с другой стороны, по сравнению со здоровыми испытуемыми из контрольной группы, они менее уверены в подлинных воспоминаниях. Подобные результаты в сочетании с большой долей искаженных воспоминаний приводят к так называемой контаминации воспоминаний: большая доля того, что шизофреник считает фактом (субъективное знание), является ложным или контаминированным воспоминанием.
Отбор элементов памяти по критерию их живости представляет собой эвристическое правило, позволяющее отличить истинные воспоминания от ложных. Ощущение знакомости само по себе или наличие только слабых/бледных воспоминаний, напротив, являются менее надежными индикаторами их истинности (Райсберг, 2001). По всей видимости, у пациентов с шизофренией элементы памяти характеризуются меньшей живостью, чем у здоровых испытуемых из контрольной группы (Бэйкон, Дейнион, Кауффман-Мюллер и Бруант, 2001; Дейнион, Риццо и Бруант, 1999; Хьюрон и др., 1995). Кроме того, твердая уверенность шизофреников в точности своих воспоминаний часто основана на одном только ощущении знакомости/интуиции (Вайсс, Додсон, Гофф, Шактер и Хеккерс, 2002), что также способствует возникновению ложных воспоминаний.
Парадигма Диза-Редигера-МакДермотт (Редигер III и МакДермотт, 1995; Ройдигер III и др., 2001) дает впечатляющую картину того, что наша память может быть введена в заблуждение эффектами фиксации установки (priming), логикой (пример – сцена на пляже: загорающие люди, как правило, лежат на полотенцах) смешением актуальных впечатлений памяти с более ранним воспоминаниями.
Цель модуля: Несмотря на то, что люди, страдающие шизофренией, в парадигме Диза-Редигера-МакДермотта не всегда порождают больше ложных воспоминаний, чем здоровые испытуемые (Хьюрон и Дейнион, 2002), убежденность, сопровождающая эти искаженные воспоминания, представляется несоизмеримо более сильной (Мориц, Вудворд и Родригез-Рэкке, 2006). Использованный материал вызывает искаженные воспоминания у большинства людей (независимо от психопатологического статуса) и, таким образом, лучше всего подходит для демонстрации пациентам, помогая выявить искаженные воспоминания даже в тех случаях, когда впечатления, хранящиеся в памяти, воспринимаются как «неоспоримые факты». Участникам предлагается задуматься над ненадежностью памяти: наша память работает конструктивно, а не пассивно как, например, видеомагнитофон. Вторая цель данного модуля состоит в том, чтобы побудить пациентов подвергать сомнению умозаключения своей памяти в случае отсутствия живых/отчетливых воспоминаний и использовать эту стратегию в повседневной жизни. Если живые воспоминания отсутствуют, необходимо получить дополнительную информацию и сигналы, свидетельствующие в пользу истинности воспоминания, особенно если дело касается важных ситуаций в отношениях между людьми, могущих повлечь за собой значительные последствия (например, ссору).
Общие рекомендации: Следует оформить вводные слайды в интерактивном ключе (например, вы можете задать участникам вопрос об их собственных уловках (мнемотехнических приемах), — например, на слайде из Цикла А «Что помогает мне лучше запоминать?»). В рамках обсуждения упражнения на эффект ложных воспоминаний участники могут понять, что ложные воспоминания особенно часто могут возникать в «насыщенных» ситуациях повседневной жизни (т.е. в ситуациях, которые нам хорошо знакомы и зачастую шаблонно похожи одна на другую). Например, после ссоры человек может вспоминать обрывки фраз, которые не были произнесены, но, возможно, уже назревали (субъективный вывод) или звучали в конфликтной ситуации, которая имела место ранее. В таких ситуациях чрезвычайно важно проверить свои первые умозаключения с критической точки зрения. Кроме того, до участников необходимо донести способ, позволяющий отличить подлинные воспоминания от искаженных (более высокая степень отчетливости, способность вспомнить детали). Для этого имеется множество заданий. Поэтому на сеансах не стоит подолгу задерживаться на каком-то одном задании. После презентации соответствующего изображения можно обсудить, какие объекты на нем показаны (лучше всего использовать для этого условные жесты или красные и зеленые карточки). Участников следует спросить о том, насколько они уверены в своих воспоминаниях и могут ли они вспомнить детали этих воспоминаний (например, цвет, местоположение объекта). Участники могут сообщать о степени уверенности в своем решении, подав сигнал рукой. Например, если рука поднята высоко, это означает, что человек испытывает высокую степень уверенности. После того, как будут собраны и обсуждены воспоминания участников, картинку нужно продемонстрировать еще раз, чтобы верифицировать оценки участников. В случае если задания выполняются в форме мозгового штурма, перед заданием на узнавание участникам задается вопрос о том, какие объекты они, как правило, ожидают увидеть в такой сцене без привязки к продемонстрированной картинке (например, классная комната, бассейн). Это усиливает эффект ложных воспоминаний, так как ложные ожидания меняют увиденное в сторону клишированных представлений.