Модуль 1: Атрибуция

Целевая ориентация: деформации атрибуции (прежде всего, приписывание внешних причин (или атрибуция) в случае отказа/неудачи), моноказуальное установление причины.

Постановка задачи

В первой части модуля участников знакомят с экстремальными деформациями атрибуции и возможными социальными последствиями (например, переложение вины на других лиц часто ведет к напряженным межличностным отношениям). Группа обсуждает более нейтральный, взвешенный вариант атрибуции для каждой из ситуаций (например, можно разделить с кем-то успех вместо того, чтобы приписать его себе). Задача второй части — обсудить причины кратко обрисованных событий, например, почему не позвонил друг (негативная) или почему кто-то пригласил кого-то на обед (позитивная). Внимание уделяется  ситуативным и/или личностным факторам. Целью ни в коем случае не является поиск окончательных решений (ответов), напротив — нужно обсудить различные варианты возникновения той или иной ситуации. При возникновении события, когда убедительной сначала выглядит только одна причина. Например, «одна подруга говорила о Вас за Вашей спиной», возможное объяснение: «она не настоящая подруга». Необходимо рассмотреть и другие варианты, например, «сначала подруга спросила у другого, не болен ли я, потому что не хотела спрашивать меня лично, чтобы не беспокоить», или «но ведь это абсолютно нормально; все мы время от времени сплетничаем; это не делает из кого-то плохого человека». Вторая серия задач включает в себя раздел, в котором речь идет об атрибуции внутренних голосов/звуковых галлюцинаций. Участников знакомят с аргументами, которые дают понять, что навязчивые состояния были сгенерированы самостоятельно и не подкреплены извне.

Материал: упражнения второй группы задач составлены по аналогии с вопросами „Internal, Personal, Situational Attribution Questionnaire“ (IPSAQ, Kinderman & Bentall, 1997). Авторы использованных произведений/фотографий указаны в конце презентации.

Теоретические основы

Бенталл, Киндерман и коллеги (Bentall, 1994; Bentall, Corcoran, Howard, Blackwood, & Kinderman, 2001; Bentall, Kaney, & Dewey, 1991; Kinderman & Bentall, 1996, 1997; Kinderman, Kaney, Morley, & Bentall, 1992) неоднократно устанавливали, что пациенты, страдающие параноидальным расстройством, склонны перекладывать ответственность за собственную неудачу на других (см. Janssen, Versmissen, Campo, Myin- Germeys, van Os, & Krabbendam, 2006). Однако успехи пациенты в большей степени приписывают себе, причем не всегда могут доказать такую завышенную интериоризацию успеха (Garety & Freeman, 1999). Этот вид атрибуции (экстернализация вины; интериоризация успеха), называемый собственническим (self-serving bias), встречается и у многих здоровых людей (как говорится в английской пословице: «У плохого мастера всегда виноват инструмент»; другая пословица гласит «У плохого пловца виноваты плавки»/по аналогии с русской пословицей «Плохому танцору ноги мешают»). У пациентов, страдающих параноидальными расстройствами, наблюдается патологическое нарушение атрибуции внешних факторов в случае неудачи. В следующем исследовании обнаружили другой вариант установления причины события: пациенты, страдающие острым параноидальным расстройством, приписывают другим лицам причины как негативных, так и позитивных событий, что указывает на потерю контроля над собой (Moritz, Woodward, Burlon, Braus, & Andresen, 2007). К тому же имеются новые материалы, доказывающие распространение монокаузальной атрибуции  (т.е. за возникновение ситуации отвечает только одна причина) у пациентов, страдающих шизофренией (Randjbar, Veckenstedt, Vitzthum, Hottenrott, & Moritz, 2011).

Цель модуля

От участников требуется смоделировать варианты возникновения событий, причем рассматривается три причины – по отдельности или в сочетании друг с другом: собственная персона, другие лица или ситуативные факторы. Не ставится цель найти однозначные решения. Скорее напротив, необходимо обсудить различные причины возникновения событий, чтобы затем по аналогии разрушить доведенный до автоматизма мыслительный шаблон (например, «это всегда моя ошибка» в сравнении с «это всегда ошибка других»). Нужно подробно обсудить преимущества и недостатки депрессивного стиля атрибуции (когда неудача всегда приписывается себе, а успех – случайности или счастливому случаю; как следствие, падает самооценка), равно как и собственнической атрибуции (неудача приписывается другим, а успех – себе; в результате это может привести к социальным конфликтам, т.к. другим надоедает, когда на них постоянно перекладывают вину). Основная цель — разъяснить множество возможных механизмов возникновения событий на примере ситуаций, в которых на первый взгляд допустима только одна интерпретация.

Общие рекомендации

Для слайда 5 участники должны привести различные причины описываемой ситуации. По окончании следует сгруппировать их по трем принципиальным источникам возникновения: собственная персона, другие люди или обстоятельства возникновения. В соответствии с этой группировкой следует найти для ситуаций, описанных на листе 9, различные отдельные причины. На слайде 12 участников мотивируют найти взвешенные решения, которые по возможности учитывают все три принципиальных источника их возникновения. Приведенные ответы допускают альтернативные варианты и ни в коем случае не рассматриваются как единственно возможные решения. Разумеется, мнение членов группы может отличаться. На слайдах 14-23 участников призывают определить возможные последствия при использовании различных стилей атрибуции. Во второй части модуля тренер может приводить и свои примеры помимо предложенных или мотивировать к этому участников. Однако в ходе дискуссии не стоит слишком останавливаться на обсуждении конкретных личностей. Заданий множество, поэтому не ведите с участниками утомительных дискуссий по поводу какого-то одного упражнения. По возможности, тренеру нужно объединить несколько точек зрения в одном сценарии, а затем обсудить с группой наиболее вероятное решение. В разделе, посвященном звуковым галлюцинациям, ему нужно занять открытую позицию. Участников знакомят с альтернативной атрибуцией причин звуковых галлюцинаций, причем ни в коем случае нельзя навязывать эту альтернативную точку зрения. Осознание пациентом наличия у него звуковых галлюцинациях  — это постепенный процесс, который невозможно завершить в ходе одного тренинга. Цель тренинга — выразить сомнение относительно истинности голосов, а не прямо убедить пациентов в надежности контраргументов.

Особые указания (примеры): пожалуйста, обратите внимание на то, что некоторые атрибуции представляют собой комбинацию причин. После этапа «мозгового штурма» обсудите с пациентами убедительность отдельных объяснений.

Сценарий

Атрибуция

Цикл А

Я

Другие

Обстоятельства/случай

1. Претензия

Мои аргументы были убедительны.

Продавец любезен.

— В этом магазине так обычно бывает.

— Я купил товар только вчера. Я просто воспользовался своим правом потребителя совершить обмен.

2. Молчание

Я оделся не так, как того требует повод.

(маловероятно, но возможно)

-У других как раз не было темы для разговора.

-Другим интересно, кто сейчас вошел.

-Как раз была пауза между двумя презентациями.

-Дверь скрипнула, и люди обратили внимание.

3. Усталый вид

-Я чувствую себя действительно отвратительно.

-Я болен.

-Этот человек говорит так многим.

-Этот человек хочет меня оскорбить.

-Этот человек хотел бы выразить свое сочувствие.

-Все в офисе, кроме меня, были в отпуске. Возможно, только при непосредственном сравнении я выгляжу не таким отдохнувшим.

4. Провал на экзамене

-Я недостаточно учил.

-Мне не дается предмет.

-Меня отвлекли шумные студенты в коридоре (возможно, но маловероятно в качестве единственной причины).

-Экзаменационная комиссия была слишком строгой.

Многие с треском провалились на экзамене, он был очень сложным.

5. Обед

Я оказал ему любезность (например, помог в работе).

-Он очень великодушен.

-Он хотел за что-то извиниться.

-Он выиграл в лотерею (маловероятно).

-У меня день рождения.

6. Шоссе

Я слишком быстро ехал.

У полицейского было плохое настроение — ясное дело — придрался (маловероятно).

Обычная проверка скорости движения транспортных средств.

7. Победа в игре

-Я великолепный игрок.

-Я сжульничал.

-Другие игроки плохо знают правила.

-Мне дали выиграть (возможно, но маловероятно).

Повезло, хорошие карты.

8. Царапина на лакокрасочном покрытии

Я еще не привык к новому ключу-брелоку, попытался его открыть, а он соскользнул (возможно, но маловероятно)

-Это выходка детей по соседству.

-Мой сосед меня не любит.

На узкой парковке автомобилистам приходится очень компактно парковаться, поэтому подобное может легко случиться без всякого злого умысла.

9.Высокое давление

Я не следовал рекомендациям врача и не принимал медикаменты.

Врач — новичок в профессии — неверно понял показатели тонометра (маловероятно).

-У членов семьи высокое давление.

-Тонометр неисправен (возможно, но маловероятно).

-Из-за волнения в данной ситуации поднялось давление (так называемая «боязнь белых халатов» — превышение показателей на тонометре в кабинете врача).

10. Отказ помочь

Я тоже ей не помог, когда она меня просила.

-В таких делах она принципиально не помогает.

-Она исходит из того, что я тоже могу это сделать сам.

У знакомой как раз сейчас много работы.

11. Подарок

Я ей помог.

Она щедрый человек.

-У меня день рождения.

-Я сдал экзамен.

12. Меня считают глупым

Я совершил серьезную ошибку.

Он хотел меня задеть, потому что сердит на меня.

-Недоразумение.

-Имелось ввиду не буквальное выражение, скорее, оборот речи.

13. Плач ребенка

Я не знаю, как себя вести с детьми и неправильно взял его на руки.

-Ребенок голоден.

В тот же момент ребенка могла ужалить оса (возможно, но маловероятно)

14. Недостаточное уважение

Я обманул его или оскорбил.

У него очень высокие моральные принципы, которым я, по его мнению, не соответствую.

Возникло недопонимание, например, ему передали ложный слух обо мне.

Сценарий

Цикл B

Я

Другие

Обстоятельства/случай

1. Разговор обо мне за спиной

Я сделал что-то, что ей не понравилось.

-Она часто говорит о других за их спиной.

-Это все же в человеческой природе немного сплетничать. И не всегда это со зла.

У меня скоро день рождения — для меня запланирована вечеринка-сюрприз.

2. Собеседование при приеме на работу.

-Я написал очень хорошее резюме.

-Я квалифицированный специалист.

Коллега из офиса порекомендовал меня.

Приглашали каждого кандидата.

3. Спонтанный визит

В последнее время я действительно злоупотребляю ее гостеприимством.

Она не любит визитов без предупреждения.

-Вчера у нее был праздник, и ее квартира выглядит ужасно.

-У нее как раз кто-то с визитом.

4. Смех во время разговора

-Я оговорился.

-Я рассказал хорошую шутку.

-Один из них рассказал хорошую шутку, которую я не слышал.

-Другие всегда ведут себя нелепо и смеются над всякими мелочами.

-Они слишком много выпили.

Сейчас предновогодняя/карнавальная пора — у всех праздничное настроение.

5. Подвезли до дома

Я тоже часто подвозил его до дома.

-Он часто заботится о других.

-Я ему нравлюсь.

Я живу недалеко от него, поэтому так получилось.

6. Не пришли на встречу

Я неверно сказал ему время (возможно, но маловероятно).

-Он очень забывчив.

-Он считает встречу со мной недостаточно важной (маловероятно).

У него что-то случилось, например, сломался автомобиль; не успел на автобус.

7. Не получил почтовую открытку

Я ему тоже никогда не посылал открытку.

-Он принципиально не пишет почтовых открыток.

-У него так много дел, что до отправки открытки пока не дошли руки.

-Путешествие было коротким.

-Открытку потеряли на почте (маловероятно).

8. За мной едет другой автомобиль

Я не соблюдаю полосу, и за мной следует патруль (возможно, но маловероятно).

Другой водитель мною заинтересовался и захотел узнать, где я живу (маловероятно).

-Другому водителю случайно нужно в то же место, что и мне.

-В этой местности только эта трасса (например, автобан).

9. Автобус отъезжает

Я недостаточно спешил.

У водителя автобуса был тяжелый день.

Водитель автобуса меня просто не видел.

10. Предложили пропустить стаканчик

Я помог ему с ремонтом.

-Он хотел со мной познакомиться.

-Он любитель выпить и хочет показать свою коллекцию вин (возможно, но маловероятно)

Он как раз переехал (у него вечеринка по случаю новоселья).

11. Мужчина читает газету

Я дал в газете объявление о продаже квартиры. Мужчина ждет, пока придет время осмотра квартиры.

-Он живет напротив, потерял ключ и ждет, пока придет слесарь.

-Его подруга как раз у меня с визитом; он ревнует и хочет все проконтролировать (маловероятно).

Рядом с моим домом есть газетный киоск.

12. Недобросовестное поведение

-Я жульничал во время игры.

-Я говорил о нем плохо.

Он очень чувствительный и быстро обижается.

Возникло недоразумение.

13. Признание

-Я действительно умен.

-Я сказал что-то умное.

-Он всегда задает простые вопросы.

-Я ему нравлюсь, и он мне льстит.

Ответ на его сложный вопрос я вчера вечером случайно услышал в телевикторине.