Модуль 8: Чувство собственного достоинства и настроение
Целевая ориентация: негативные когнитивные схемы, низкое чувство собственного достоинства
Постановка задачи: Группа сначала собирает возможные симптомы депрессии. После этого обговариваются возможности лечения людей, страдающих депрессиями. Упражнения рассматривают обычные схемы мышления при депрессии. Взаимодействуя с группой, инструктор объясняет, как можно заменить искаженные схемы мышления на более реалистичные и полезные. Кроме этих техник, также рассматриваются дисфункцинальные стратегии копирования, которые часто используются людьми с психическими заболеваниями. Исследования показывают, что люди, страдающие шизофренией, имеют склонность переживать интрузии (например, интенсивные негативные мысли и картинки), встречающиеся у всех людей, с гораздо большим страхом (Моррисон, 2001). Повышенное внимание или попытки подавить эти мысли приводят к их дальнейшему усилению. Начинается чувство отчужденности от собственных мыслительных процессов, которое может вызвать нарушение Я (так называемые «сделанные мысли») и галлюцинации. Пациенты должны осознать, что негативные мысли хоть и обременительны, но обычны и что подавление мыслей приводит к парадоксальному усилению симптомов. Пациентов призывают воспринимать свои мысли как тигра в зоопарке (или шторм, за которым можно наблюдать из окна гостиной комнаты) — с безопасного расстояния и не вмешиваясь. В конце даются рекомендации, систематичное соблюдение которых помогает улучшить настроение.
Материалы: В основном собственные примеры, частично вдохновленные учебниками (например, Бек, 1976), и истории с описаниями различных случаев. В конце презентации перечисляются авторы используемых иллюстраций/фотографий.
Теоретические основы:Многие пациенты, страдающие шизофренией, жалуются на низкое чувство собственного достоинства (Freeman et al., 1998; Moritz, Veckenstedet, Randjbar, Vitzhtum, Karow&Lincoln, 2013). Уровень распространения депрессии и самоубийства в этой группе пациентов очень высок (Buckley, Miller, Lehrer, & Castle, 2009). Ведутся длительные дебаты о том, насколько можно рассматривать параноидальные мысли как дисфункциональную попытку повышения чувства собственного достоинства (Adler, 1914/1929; Bentall et al., 2001; Kinderman&Bentall, 1996), например, посредством преувеличения собственной важности при мании преследования или посредством построения фантастического жизненного содержания (Noritz, Werner, &Von Collani, 2006).
Этот модуль не ставит перед собой задачу поднять чувство собственного достоинства пациентов до недосягаемых вершин (поэтому здесь не тренируются позитивные установки мышления, как например, «Я особенный человек», которые могли бы быть полезными для людей, не страдающих психическими нарушениями). Но участники должны научиться реалистичному восприятию самих себя.
Цель модуля: Участникам наглядно демонстрируются дисфукциональные стили мышления, способные внести свой вклад в возникновение и поддержание низкого чувства собственного достоинства. Необходимо подчеркнуть, что регулярные тренировки могут привести к изменению этих стилей мышления, а, следовательно, и состояния депрессии.
Общие рекомендации: Этот модуль отличается от других тем, что здесь нет традиционных заданий, где нужно выбрать подходящие ответы из перечисленных вариантов (в основном правильные среди неправильных). Для этого блока заданий тренер должен быть знаком с когнитивным поведенческо-терапевтическим подходом к лечению депрессии, на котором основан этот модуль.
Особые указания: При выполнении заданий участники должны самостоятельно предлагать примеры полезных, позитивных и уравновешенных оценок, перед тем как перейти к возможных вариантам ответа.