Модуль 7: Поспешные выводы II

Целевая ориентация: преждевременные выводы; свободное принятие (“liberal acceptance”)

Постановка задачи: Участникам показывают различные картины. Нужно выбрать правильное название из четырех альтернатив. В то время как с одними изображениями это задачу легко решить, с другими ответ становиться очевидным только после тщательного рассматривания. В некоторых случаях вообще нельзя подобрать правильное название. По аналогии с модулем 2 в рамках общего введения, посвященного поспешным выводам, здесь также обсуждаются современные легенды/теории заговора (пример из цикла А: «Владельцы Мальборо являются членами Ку-клус-клана?»). Необходимо собрать, обсудить аргументы за и против и проверить их истинность. При этом должно стать ясно, что легенды такого рода в основном основаны на поспешных выводах и сомнительных признаках. Легенды служат своего рода миниатюрной моделью для объяснения индивидуального систематизированного заблуждения.

Материалы: Классические и современные картины, две картины из тестирования «Проверки тематической апперцепции» (Thematic Apperception Test, TAT) или из предыдущих ему версий.

Теоретическая основа: В рамках исследований нашей рабочей группы пациенты с шизофренией демонстрируют склонность к свободному принятию гипотез (Moritz & Woodward, 2004, 2005; Woodward, Moritz, Cuttler и другие, 2006). По сравнению с контрольной группой, пациенты высоко оценивали абсурдные или невероятные предположения, что свидетельствует нечеткости их оценочных критериев (это предположение — вариант гипотезы Garety и др. о преждевременных выводах, 1991). Кроме этого, пациенты пренебрегают совокупностью доступных указаний (см. также модуль 2; Bell и др., 2006; Garety & Freeman, 1999) и не осуществляют оптимальную оценку информации (Glöckner & Moritz, 2009).

Цель модуля: Участникам сообщается, что целесообразно уделять решению сложных проблем больше времени. Часто только определенные детали, которые могут остаться незамеченными при поверхностном рассмотрении, позволяют сделать однозначные выводы.

Общие рекомендации: Необходимо обсудить с участниками, какие детали говорят за или против того или иного названия. Необходимо обратить внимание участников на элементы изображений, которые остались ими незамечены (см. ниже). Недостаток быстрых ответов можно продемонстрировать, предложив оценить их сразу после открытия следующего изображения и повторно после обстоятельной дискуссии. Как и в предыдущих модулях, спросите пациентов, насколько они уверены в своей оценке (это можно продемонстрировать с помощью знаков руками: высоко поднятая рука свидетельствует об уверенности пациента, если же пациент не очень уверен, то он поднимает руку только наполовину). В этом модуле могут помочь красные и зеленые карточки, которые раздаются участникам и используются для голосования за или против предлагаемых вариантов.

Как только среди участников образуются группы, отдающие предпочтение разным интерпретациям, инструктору следует инициировать дискуссию и модерировать ход обмена аргументами.

Особые указания:

№ изображения

Цикл А

Название

Указания на правильный ответ

Картина 1

Сватовство

На вариант B указывают: Выражение лица женщины скорее кокетливое и чувственное; мужчина принес ей подарок (цветы); поза мужчины выражает почтительность

Картина 2

Читающий химик

Ступка и пестик, а также большая закупоренная бутылка указывают на то, что это химик, который, возможно, изучает новый рецепт (подтверждение варианта С). То обстоятельство, что мужчина читает сконцентрировано, бутылка закрыта и нет стакана, указывает на вариант В. Одежда, шапка и воротник не соответствуют одежде монаха (аргументы против варианта А).

Картина 3

Бедный поэт

Многочисленные книги в комнате — основание предположить, что это поэт (вариант С), а не слуга (вариант А). Позиция руки также указывает на то, что мужчина в этот момент пишет стихи (вариант С). Несмотря на то, что мужчина живет в бедных условиях, наличие у него определенного имущества (например, книг) свидетельствует о том, что это не богадельня.

Картина 4

Увещевание

Кажется, что девочка чувствует себя виноватой. Старшая женщина делает угрожающий жест, фокус направлен на женщин (а не на мальчика, что говорит впользу варианта D). У мальчика в руках нет обуви (что делает альтернативу C неправдоподобной).

Картина 5

Визит

Внимание мужчины однозначно направлено на птицу в окне, он поднимает взгляд (вариант А). Взгляд мужчины оторван от книги (против варианта В).

Картина 6

Несчастье на охоте

Красный нос опровергает вариант В, а испуганное лицо, напротив, свидетельствует в пользу варианта А. Но одежда мужчины, охотничье ружье и факт падения говорят, скорее, в пользу варианта D.

Картина 7

Казаки пишут письмо

Один из мужчин за столом держит в своей руке перо (подтверждение варианта В). Мужчины не сражаются, войны в хорошем настроении, и нет никаких признаков непосредственной битвы (опровергает ответ D).

Картина 8

Продавец очков

Взрослые и дети пробуют очки (чтение газеты для пробы); мужчина с бородой достает женщине очки из шкатулки (подтверждение варианта D). Дети расположены не в центре картины, а взрослые находятся в численном превосходстве (свидетельствует против варианта А). Вошедший мужчина виден только на краю картины (опровержение варианта C). Ученый не был бы представлен в такой семейной обстановке, а скорее в одиночестве за письменным столом. Кроме того, нигде не видно книг.

Картина 9

Продавец воды из Севильи

Мужчина на переднем плане одет в разорванную одежду; жидкость в стакане бесцветная; даже белое вино выглядело бы желтее; при дегустации вина стакан был бы не так наполнен (опровержение варианта С).

Картина 10

Вдовец

Господин, одетый в черную одежду, бросил взгляд на двух проходящих мимо дам. Господин не вступает с ними во взаимодействие (что делает неприемлемым вариант А). Сидящий господин находится в центре картины (опровержение варианта B).

Картина 11

Педикюр

Очевидно, что мужчина занят ногами женщины и ногтями на них. Не видно ни врачебной сумки, ни медицинских инструментов (скальпеля) (опровержение вариантов B и C).

Картина 12

Воры фруктов

Дети или взрослые невысокого роста, по-видимому, собирали фрукты с деревьев, потому что некоторые фрукты лежат под деревом, а один мальчик еще на дереве. Пожилой мужчина прогоняет их прутом.

Картина 13

Вечерняя молитва

Оба человека сложили руки и склонили головы. Солнце садится. Не видно ни могильного камня, ни священника (против варианта В). Альтернатива «Лодыри» (вариант D) не соответствует мирному настроению картины.

Картина 14

В ожидании рыбацкой лодки

Мать и ребенок смотрят в море (исполненные ожидания). Лодки на заднем плане, так же как и простое бедное облачение указывают на то, что речь идет о семье бедного рыбака (подтверждение варианта В). Ребенок без обуви (против D), прогулка около моря была бы изображена динамичнее. Нет никакого однозначного намека на траур по мужу, которого забрало море (с другой стороны, нет явного опровержения варианта С).

Картина 15

Мальчик со скрипкой

Большинство интерпретаций не связаны с изображением; на самом деле мальчик — известный скрипач Иегуди Менухин перед началом концерта.

Картина 16

Любовное письмо

Никто не передвигает мебель (это делает невозможным вариант С). Атмосфера картины солнечная и мирная; техник-геодезист, скорее всего, имел бы при себе больше инструментов (опровержение варианта D).

Картина 17

Динарий кесаря

Монета — важный элемент картины (говорит в пользу варианта С). Не очень вероятно, чтобы морской грабитель платил деньги благородному человеку (против D). А и В возможны, но менее вероятны, чем С. Против А также говорит то, что изображение такой темы, как коррупция, на средневековом произведении весьма сомнительно.

Картина 18

Приглашение на танец

На заднем плане заметна танцующая пара. Склоненная поза мужчины говорят в пользу варианта С. Судя по виду, окружающие настроены но отношению к нему дружественно. Совершенно не обязательно, что две женщины на дальнем углу стола о чем-то сплетничают; причиной для таких поз во время разговора может быть шум в помещении. Похоже, что все пьют алкоголь, не только мужчина справа (на столе стоят пивные кружки, что говорит против варианта А).

Картина 19

Драма

Видно большое количество людей, наблюдающих за происходящим на сцене; экрана не видно (это делает вариант С невозможным). Маловероятно, чтобы столько людей стали свидетелями преступления и не вмешивались (что исключает вариант А). Толпа сидит в темноте, в то время как сцена освещена — как это и принято в театре.

№ изображения

Цикл Б

Название

Указания для правильной интерпретации

Картина 1

Печальное известие

Женщина плачет; солдат приносит ей шлем и форму предположительно погибшего мужа; на ее коленях лежит письмо (в пользу варианта D). Младенец не выглядит больным — маленький мальчик смотрит на солдата, а не на младенца (что делает неправдоподобным вариант В).

Картина 2

Монастырский суп

В пользу варианта С говорят следующие аргументы: мальчик с миской (супа) выходит из монастыря; на заднем плане видны люди, которые, вероятно, кушают. Монахиня на заднем плане стоит перед котелком с супом. Дверь слишком невзрачна для церкви (говорит против С).

Картина 3

Война

Меч, факел и убитые люди на земле говорят о варианте А. Никаких признаков прибытия Христа (вариант В неправдоподобен). Альтернативы С и D основаны только на поверхностных деталях.

Картина 4

Зачем же я его за него вышла замуж?

Пара находиться на корабле (иллюминатор на заднем плане). Вероятно, речь идет о свадебном путешествии (говорит в пользу В). Мужчина лежит в одежде на кровати и создается впечатление, как будто совершенно пьян, около него находится бутылка (что также соответствует варианту В). Женщина слишком молода, чтобы быть матерью мужчине (говорит против альтернативы D). Нет никаких оснований (например, пистолета) полагать, что это убийство или самоубийство (говорит против альтернатив А и С). Раньше замужние женщины носили красные банты, как и женщина на картине (еще одно указание в пользу варианта В).

Картина 5

Детские игры

На изображении нет никаких прилавков или лакомств (что делает неправдоподобными варианты В и С). Виды игр (гимнастика, танцы и т.д.) говорят в пользу варианта D. На первый взгляд, в пользу А говорит видимый хаос, но играющие люди с ним несовместимы.

Картина 6

Шулер с бубновым тузом

Красный напиток может свидетельствовать в пользу варианта C, но оставляет слишком много открытых вопросов. Взгляд дамы/графини делает возможным вариант D, но карта за спиной (бубновый туз) говорит скорее об альтернативе В.

Картина 7

Двое, созерцающие луну

Месяц — центральный элемент картины (говорит в пользу варианта В). Не видно никаких могильных плит или вампиров (свидетельствует против вариантов А и С). Но в целом атмосфера вполне мирная. Настроение картины указывает на ночную сцену (говорит против альтернативы D).

Картина 8

Отдых на опушке леса

Женщина принесла большую корзину, люди не выглядят взволнованными, нет никаких указаний на травму (это делает вариант D непреемлимым).

Картина 9

Кормление кроликов

Дети кормят кроликов. Никаких указаний на Пасху (D), заголовок «прощальный обед» (А) слишком жуткий и не отвечает настроению картины.

Картина 10

Мать у колыбели

Ребенок спокойно лежит в колыбели и не похож на смертельно больного (здоровый цвет лица говорит против вариантов А и В). Мать сидит около колыбели, оперев подбородок на свою руку, что делает пение колыбельной невозможным (говорит за D и против C).

Картина 11

Одевание

На заднем плане картины видно лежащую на стуле одежду, стоящая дама поправляет воротник юноши, который стоит перед ней на коленях в нижнем белье того времени (говорит за С и против А). Атмосфера дружественная, дамы не выглядят ни возмущенными, ни укоряющими, они улыбаются (говорит против D). Положение необычно для массажа (вариант В неприемлем).

Картина 12

Гладильщицы

Нет тела, которое можно было бы оживить (что делает вариант В неправдоподобным). Женщина справа гладит платье. Другая женщина выглядит уставшей от работы, зевает.

Картина 13

Страна лентяев

Изображенный молотильный цеп мог бы указывать на вариант А. Но разбросанные повсюду продукты питания и звери с приборами в теле явно указывают на В. Обезглавленная курица (вариант С) слишком мала, чтобы служить заголовком ко всей картине. Нет никаких особенных указаний на отравление продуктами питания (вариант D).

Картина 14

Фигляр

Реквизит мужчины (например, собака и обруч) помогает сделать вывод о том, что он скорее шут или фигляр (вариант D), а не волшебник (альтернатива А) или проповедник (вариант С). Но вариант В также мог бы быть возможен.

Картина 15

Обед

Склоненные головы в начале могут побудить к выбору вариантов А или В, но никто не одет в траурную одежду (против альтернативы А). Один из людей уже кушает, что делает неприемлемым молитву (В). Вариант D также невозможен, потому что не видно никого, кто произносил бы речь. Кушающие люди должны склонить к выбору варианта С.

Картина 16

Дама и два кавалера

Девушка выглядит польщенной и немного позабавленной и улыбается зрителю. В руке она держит бокал вина (говорит в пользу варианта А). Против В говорит присутствие второго мужчины, кроме того в этом случае женщина должна была бы смотреть на мужчину. То, что женщина сидит в центре картины, говорит против С. Не видно богато убранного стола, что следовало бы ожидать в случае варианта D.

Картина 17

Дама с моноклем

На ленте у дамы закреплен монокль, а не маска (что исключает вариант А). Нет никаких особенных аргументов в поддержку варианта С.