Модуль 4: Эмпатия I
Целевая ориентация: «Модель психического состояния человека» («Теория разума»); распознание эмоций
Постановка задач: В начале модуля пациентов просят назвать основные эмоции и распределить их по изображениям людей. Для пояснения цели тренинга, а именно определения мимики как важного признака внутренних побудительных мотивов человека, при этом не являющегося однозначным указанием, пациентам демонстрируются четыре фотографии, на которых изображены спортсмен, психолог, актер, серийный убийца. Большинство людей определяют их неправильно! В завершении на основании примеров поясняется, что в зависимости от культурной принадлежности человека и его возраста, жесты и мимика могут интерпретироваться по-разному ("Что город, то норов"). При выполнении следующих заданий первого блока участникам демонстрируются изображения или их фрагменты, по которым требуется определить, что происходит с представленным на них человеком или людьми. При этом на выбор предлагается четыре варианта ответа, вероятность правильности которых следует обсудить в группе. В заключение озвучивается решение (как правило, с описанием общей картины).
Третья группа заданий сходна с группой заданий из модуля 3. Друг за другом демонстрируются три изображения в обратном хронологическом порядке. После каждого изображения участники должны обсудить, какой из трех представленных ниже вариантов мог бы являться логическим продолжением последовательности. В упражнении части В участники видят верхнюю часть слайда, например, женщину, достающую денежную купюру из своего кошелька. Возможным продолжением на данный момент могут являться два варианта (она оплачивает парковку или хочет отдать деньги уличному музыканту), однако улыбающееся лицо женщины говорит о том, что более вероятен последний из них. На следующем слайде предлагается расшифровка ситуации: на нем мы видим, что женщина перед этим слушала игру музыканта. Порядковый номер изображения, позволяющего однозначно интерпретировать ситуацию, меняется в зависимости от задания. Таким образом, правильное решение некоторых упражнений становится возможным только после демонстрации третьего изображения. В последней группе упражнений друг за другом демонстрируются четыре изображения, которые добавляют ситуации еще больше логической многозначности. От участников требуется на основании трех альтернативных вариантов решить, каковы намерения одного или нескольких человек, изображенных на картинке.
Материалы: Стимулы для второй части были взяты у Сарфати, Харди-Бейля, Беше и Видлохера (1997), а стимулы для конца модуля были любезно предоставлены Мартином Бруне, Бохум (Brüne, 2003). В конце презентации выражается благодарность художникам и фотографам — авторам использованных далее иллюстраций и фотографий.
Теоретические основы: Снижение модели психического состояния человека у пациентов с шизофренией были достаточно подробно описаны в литературе (Sprong, Schothorst, Vos, Hox, & van Engeland, 2007). У пациентов с шизофренией наблюдаются трудности с определением последовательности действий других людей, что создает благоприятную почву для развития бредовых идей (Mehl, Rief, Lüllmann, Ziegler, Kesting, & Lincoln, 2010; Versmissen, Janssen, Myin- Germeys, Mengelers, Campo, van Os & Krabbendam, 2008). Также подробно задокументированы были и проблемы с идентификаций выражений лиц при шизофрении (Phillips & David, 1995). Сарфати и др. (1997) доказывали, что проблемы с выполнением заданий, требующих проявления ситуативных навыков распознавания эмоций, наблюдались, прежде всего, у пациентов с формальными шизофреническими нарушениями мышления. Следует допустить предположение, что на пациентов действовали отвлекающие несущественные с точки зрения контекста элементы.
Цель модуля: Первая часть этого блока заданий направлена на выявление значения мимики для идентификации чувств и внутренних состояний. В то же время он наглядно демонстрирует, что (эмоциональные) выражения лиц или облик человека зачастую могут быть интерпретированы неверно.
Например, невозможно угадать по какой-то отдельной черте внешности, является ли человек серийным убийцей или актером. Для более точной интерпретации выражения лица и облика человека необходимо привлекать дополнительную информацию (например, ситуационные факторы, предварительные знания о человеке). Таким образом, участники тренинга учатся уделять более пристальное внимание контексту событий, а не руководствоваться частными деталями.
Общие рекомендации: Обсудите с участниками, какое из возможных решений кажется им наиболее правдоподобным с точки зрения контекста. Подчеркните ошибочность первого впечатления и обратите внимание на важность гибкости в подходе к решению задачи. Пациенты должны снизить степень уверенности в своих оценках в тех ситуациях, когда однозначные подтверждения отсутствуют (степень уверенности может обозначаться поднятием руки, см. модули 2 и 3). Приведите примеры, подчеркивающие значение этого в повседневной жизни.
Особые указания: Нет необходимости выполнять группы заданий последовательно. Спокойно переходите от одного упражнения к другому. Выбирайте стимулы, ориентируясь на уровень пациентов
Указания к решениям: Для упражнений группы заданий 1 и 2 специальных указаний к решениям не предусмотрено. Первоочередная задача обучения состоит в понимании того, что выражения лиц могут привести к ошибочным суждениям, а для точной оценки необходимо обращаться к дополнительной доступной информации. Решения для слайдов "Различные базовые чувства" первой части модуля могут быть найдены главным образом на основании контекста и в меньшей степени на основании мимики (например радость = фата невесты/свадьба; гнев = сжатый кулак).
Цикл А Группа заданий 3 |
Когда ответ очевиден |
Указания на правильный ответ |
1 (человек с картиной) |
Очевидно на втором изображении; первое изображение уже позволяет сделать правильные выводы |
На первом изображении человек, возможно, хочет закончить свой рисунок на мольберте, но та часть рисунка, над которой он работает, была уже закончена в первой части (что делает Вариант А неправдоподобным). Вариант В неправдоподобен изначально. На втором изображении человек вбивает гвоздь в стену, что указывает на то, что он хотел бы что-то на него повесить. |
2 (женщина с младенцем) |
Очевидно на втором изображении |
На первом изображении женщина идет к колыбели младенца. Здесь еще неясно, что она намеревается сделать. В этот момент возможны все три варианта. Однако выражение лица у женщины напряженное,что делает вариант В неправдоподобным. На втором изображении можно увидеть, как женщина пытается потушить огонь. Это делает неправдоподобными варианты В и С. |
3 (мужчина с мусорным контейнером) |
Решение очевидно на втором или третьем изображении |
Вариант А неправдоподобен изначально. По второму изображению становится ясно, что мужчина пытается достать часы, что делает варианты А и В неправдоподобными. Но вариант В на данный момент еще нельзя полностью исключить. |
4 (женщина со спичкой) |
Очевидно на втором изображении. |
Изначально возможными являются все варианты. По второму изображению становится ясно, что женщина готовит еду, что делает неправдоподобными варианты В и С. |
5 (женщина с часами) |
Очевидно на втором изображении. |
Вариант А можно исключить изначально, потому что часы не могут внезапно превратиться в термометр. По первому изображению можно предположить правильность варианта В, если внимательно посмотреть на напряженное выражение лица женщины. Второе изображение указывает на то, что женщина готовит еду, что делает неправдоподобными варианты А и С. |
6 (женщина с цепочкой) |
Ответ можно понять по первому изображению (если рассмотреть его внимательно), либо по второму. |
Ценник а первом изображении указывает на то, что женщина покупает цепочку. На втором изображении показано, что женщина говорит с продавцом, а следовательно варианты А и С не подходят. Вариант С нельзя полностью исключить даже в самом конце, но вариант В все же более правдоподобен. |
7 (мальчик с зонтиком) |
Верный ответ очевиден на втором или третьем изображении |
Чтобы выбрать окончательный правильный вариант следует рассмотреть все три изображения. Вариант С неправдоподобен изначально. На первом изображении не ясно, что мальчик намеревается сделать с зонтиком, По второму изображению становится ясно, что мальчик слишком маленький, чтобы открыть дверь без посторонней помощи. Однако вариант В все еще может следовать за вариантом А. |
8 (мужчина с мокрыми сапогами) |
На первом изображении. |
Изначально выглядит абсурдным предположение, что мужчина поставит грязные и мокрые сапоги в микроволновую печь, следовательно вариант А следует исключить. Вариант С также неправдоподобен, поскольку туфли мужчины стоят сухие в спальне. |
9 (женщина с корзиной) |
На втором изображении. |
По первому изображению можно предположить вероятными все три варианта. Но вариант А уже на этом этапе кажется наиболее правдоподобным. На втором изображении женщина стоит у камина и замечает, что закончились дрова (поэтому варианты В и С являются неправдоподобными). |
10 (мужчина с деревом) |
На втором изображении. |
Изначально возможными являются все три варианта. Второе изображение указывает на то, что мужчина сажает дерево, поэтому вариант В наиболее вероятен. |
Цикл В Группа заданий 3 |
Когда ответ очевиден |
Указания на правильный ответ |
1 (человек с леской) |
Второе изображение делает ответ очевидным; первое изображение уже позволяет сделать выводы о правильном ответе |
На первом изображении мужчина мог бы рвать цветы (это исключает вариант С). На втором изображении становится ясно, что мужчина направляется на рыбалку, поэтому вариант А исключается. |
2 (женщина с мелочью) |
Второе изображение делает ответ очевидным; первое изображение позволяет предположить ответ |
По первому изображению варианты А и С одинаково правдоподобны. Вариант B является абсурдным Вариант А можно исключить, если посмотреть внимательно и заметить улыбку на лице женщины. На втором изображении можно увидеть, что женщину порадовала услышанная музыка. Это указывает на то, что женщина отдаст мелочь музыканту. |
3 (мужчина с веревкой) |
Ответ очевиден на втором изображении. |
По второму изображению кажется, что мужчина пытается пересечь каньон, поэтому вариант В маловероятен. Вариант C абсурден. |
4 (человек с кошельком) |
Ответ очевиден на втором изображении. |
Изначально возможными являются все три варианта. После второго изображения становится ясно, что мужчина голоден, поэтому вариант А неправдоподобен. Если посмотреть внимательно, становится ясно, что мужчина нацелился на определенный пирог (вариант В наименее вероятный). Вариант С нельзя полностью исключать до самого конца, но он кажется неправдоподобным, поскольку в витрине булочной не видно багетов. |
5 (мужчина с бутылкой) |
Ответ очевиден на первом изображении. |
Вариант А изначально является правдоподобным. Вариант В изначально абсурден. С позволяет сделать предположение, что мужчина сошел с ума на острове, однако, судя по изображению, это маловероятно. На первом изображении показано, что мужчина прячет письмо в бутылку. Разорванная одежда указывает на то, что мужчина потерпел кораблекрушение. Это делает неправдоподобными варианты В и С. |
6 (мужчина с лестницей) |
Ответ очевиден на третьем изображении. |
Вариант В неправдоподобен изначально. Чтобы дать правильный ответ необходимо увидеть все три изображения, поскольку первое и второе изображения дают слишком мало информации. |
7 (мужчина с разбитым стаканом) |
Третье изображение дает однозначное решение; второе изображение позволяет предположить ответ |
Чтобы выбрать окончательный правильный вариант следует рассмотреть все три изображения. По первому изображению не ясно, о чем думает мужчина. Вариант В изначально является наиболее вероятным. По второму изображению уже можно понять, что мужчина испытывает жажду. |
8 (мужчина с холодильником) |
Второе изображение позволяет дать однозначный ответ; уже на первом изображении можно увидеть подсказку, если рассмотреть его внимательно |
Вариант С является абсурдным изначально. По первому изображению варианты А и В кажутся одинаково вероятными. По второму изображению становится ясно, что мужчину раздражает громкая музыка из соседнего дома. Следовательно, вариант А является наиболее вероятным. |
9 (мужчина с грязными руками) |
Ответ очевиден после второго изображения. |
Изначально ясно, что мужчина хочет вымыть руки, поэтому варианты А и С являются неправдоподобными. |
10 (человек с палками) |
Второе изображение позволяет дать однозначный ответ; первое изображение позволяет предположить ответ |
Второе изображение указывает на то, что мужчина ставит палатку, следовательно вариант С наиболее вероятен. Вариант А неправдоподобен изначально. |
Цикл А Группа заданий 4 |
Когда ответ очевиден |
Указания на правильный ответ |
1 (три мальчика) |
Четвертое изображение позволяет дать однозначный ответ; второе изображение позволяет предположить ответ |
По первому изображению вероятны все три варианта. Второе изображение делает неправдоподобным вариант С. На третьем изображении видно, что двое мальчиков что-то кричат третьему. Поэтому вариант А остается возможным, но дыра в земле говорит в пользу варианта В. |
2 (двое заключенных) |
Второе изображение позволяет дать однозначный ответ; первое изображение позволяет предположить ответ |
На первом изображении мужчина, вероятно, пытается забраться на стену. На втором изображении видно, что оба мужчины пытаются перелезть через стену, что делает варианты А и С неправдоподобными. |
3 (мальчик с коробкой) |
Ответ очевиден после второго изображения. |
Второе изображение показывает, что мальчик не упаковывает подарок и не радуется получению подарка на день рождения, что делает варианты А и В неверными. |
Цикл В Группа заданий 4 |
Когда ответ очевиден |
Указания на правильный ответ |
1 (два мальчика и дерево) |
Третье изображение позволяет дать однозначный ответ; второе изображение позволяет предположить ответ |
По первому изображению вероятны все три варианта. Второе изображение делает неправдоподобным вариант А. По третьему изображению становится ясно, что мальчик хочет помочь своему другу: Вариант B является наиболее вероятным. |
2 (мальчик с букетом цветов) |
Второе изображение позволяет дать однозначный ответ; первое изображение помогает предположить ответ |
По второму изображению можно понять, что мальчик хочет подшутить над своей подругой (вариант С). |
3 (два мальчика и кондитерский магазин) |
Третье изображение позволяет дать однозначный ответ; второе изображение помогает предположить ответ |
По второму изображению становится ясно, что мальчики что-то замышляют, но только на третьем изображении видно, то они хотят ограбить стенд. После этого варианты А и В становятся неправдоподобными. |