Модуль 3: Изменение изначального представления

Целевая ориентация: Недостаточный учёт информации, опровергающей изначальное представление; поспешные выводы.

Постановка задач

После краткого введения участникам на примере практического упражнения наглядно демонстрируют так называемую «предвзятость подтверждения» (confirmation bias). Для этого показывают три разных объекта (версия А: три цветка; Б: три фрукта). Пациенты должны выяснить соответствующее родовое понятие, предлагая новые объекты (родовые понятия: живое существо и пищевой продукт). В каждом случае тренер даёт обратный ответ (да/нет) о том, подходят ли родовые понятия или нет. Так как показанные объекты позволяют предположить, что подразумеваемые родовые понятия — цветы и фрукты, то большинство людей предлагает только объекты, которые подходят к данной узкой категории, вместо того чтобы предложить другие гипотезы или проверить правильность предположения путем называния альтернативных объектов, которые не подходят к якобы правильному родовому понятию. Это упражнение поясняет то, что мы часто игнорируем информационные источники, не соответствующие нашим ожиданиям (например, газеты, определённые телепрограммы, книги). При проведении этого упражнения в большой группе может случиться, что кто-то уже знаком с упражнением или знает правильное решение. Не следует сразу подтверждать правильность, принимайте и другие предположения.

Основные задачи основаны на трех картинках, изображающих некое событие в обратном временном порядке. Очерёдность постепенно раскрывает неоднозначные действия (пример из цикла Б: на одной картинке показан мужчина, который перегибается через забор и смотрит на лающую собаку; на следующей картинке мужчина спасается прыжком через забор). После показа каждой картинки участников спрашивают о вероятности каждого из приведенных четырёх вариантов ответа. В конце озвучивается правильный ответ. При демонстрации первой картинки один из предложенных вариантов интерпретации кажется невероятным, но во многих случаях именно он в итоге оказывается правильным: приведённый высшее пример — мужчина только что убегал от лающей собаки. Другие интерпретации на первый взгляд убедительны, но позже оказываются ошибочными: мужчина играет с собакой соседа; мужчина только что построил забор для своей собаки. В каждой задаче, по меньшей мере, одно истолкование абсолютно абсурдное или неубедительное, то есть оно никак и никогда не может являться приемлемым решением задачи. В произвольном порядке подаются три разных условия (см. Таблицу 1):

1. Очевидно после первой картинки (уже на первой картинке наиболее вероятная интерпретация и оказывается правильной),

2. Очевидно после второй картинки (действительное происшествие становится ясным лишь на второй картинке),

3. Очевидно после третей картинки (действительное происшествие становится ясным лишь на последней картинке).

Материалы: большинство задач опирается на примеры HaWIE-R Subtests «Сортируем картины».

Теоретические основы

При помощи применяемых стимулов мы могли повторно подтвердить присутствие у пациентов с шизофренией недостаточного учёта информации, опровергающей изначальное представление (Woodward, Moritz, & Chen, 2006; Woodward, Moritz, Cuttler et al., 2006). В ходе поочередного применения стимулов у пациентов с шизофренией выявились трудности по пересмотру своих преждевременных решений в обоих экспериментальных условиях – «очевидно после второй картинки» и «очевидно после третьей картинки». Самое сильное выражение этой склонности наблюдалось при условии «очевидно после третей картинки»: у пациентов с активно выраженными на данный момент параноидальными симптомами (Woodward, Moritz, Cuttler, & Whitman, 2004). Дальнейшее исследование доказало недостаточную способность к изменению изначального представленя также у людей с шизофреническими отклонениями в стадии ремиссии, то есть у пациентов без остро выраженных бредовых представлений (Moritz & Woodward, 2006).

Цель этого модуля

Подобно модулю 2 (Поспешные выводы) здесь участников знакомят с тем, как часто в жизни важно не поддаваться присущей людям склонности доверять первому впечатлению, первой оценке. Такой стиль принятия решения приводят к ошибочным выводам, поэтому необходимо занимать более гибкую позицию.

Особые рекомендации

Начиная с 3 кадра, привлекайте для нахождения ответов на вопросы как можно больше участников. При позднее показываемых картинках пациентам следовало бы после каждой картинки озвучивать свои наиболее предпочтительные интерпретации (например, в порядке убывания) или называть такие, которые они с самого начала исключили бы. После того, как ряд мнений был озвучен, участников просят поднятием рук показать, согласны они с ними или нет (например, поднятие руки только на половину высоты означает, что всё же ещё имеются сомнения).

После показа каждой картинки обсуждаются новые указания и интерпретации оцениваются по-новому. Участникам, принявшим необдуманное неверное решение, следует объяснить, что, несмотря на первоначальную (возможную) убедительность такой интерпретации, их решение оказалось преждевременным и было подвергнуто сомнениям или даже опровергнуто. Следует подчеркнуть значение «краткого замыкания в мышлении» при возникновении недоразумений в межличностных конфликтах. 

                                               Указания, как прийти к правильному пониманию

Задача Цикл A

Когда ответ очевиден

Указания на правильный ответ

1 (огонь)

После второй или третьей картинки

- Мальчика хвалят.

- Внимательно разглядывая первую картинку можно обнаружить, что на крыше соседнего дома образовалось отверстие от пожара, что является приметой, но не доказательством.

2 (Парковка)

После третей картинки

- Лишь после третьей картинки очевидно, что обвиняемый мужчина не мог припарковать свою машину по-другому, так как другие автомобили уже были поставлены на парковку на маркированных ограничениях.

3 (Пицца)

После первой картинки

- Мужчина держит телефонную трубку.

- Похоже, что мужчина балансирует тесто на голове не просто ради удовольствия (говорит против альтернативы 3).

- Против альтернативы 4 (пирог) говорят помидоры и соль на переднем плане.

4 (Выступление)

После третей картинки

- Чтобы принять окончательное решение надо посмотреть все картинки.

- Интерпретация 4 включает в себя распространенные предрассудки против политиков и легко может подтолкнуть участников на принятие поспешного неверного решения

5 (Побег)

После третей картинки

- Судя по (женской) одежде мужчины и его скрытному поведению он вряд ли является личным охранником этой женщины.

- Не имеется особого указания, что одежда мужчины намокла (говорит против альтернативы 4).

6 Рыболов

После второй или третьей картинки

— Лишь на третьей картинке однозначно видно, что мальчик должен заниматься работой в саду. Но указания на это содержатся уже во второй картинке.

7 Тянуть/толкать

После третьей картинки

— Чтобы принять окончательное решение надо смотреть все три картины. Мужчина, стоящий слева удивляется, что другому мужчине удалось открыть дверь, которую он сам раньше хотел открыть, но безуспешно. Мужчина слева, видимо перепутал «Толкать» и «Тянуть» (от себя — к себе)

8 Ковбой

После первой картинки

— Мужчину на переднем плане связали, и он пытается освободиться.

— Все другие варианты или альтернативы абсурдны.

9 Лодка

После первой или второй картинки

— Кошка уплывает на лодке.

— Не выглядит так, как будто собаки поймали вероятного преступника, так как они двигаются к лодке, а не в сторону человека.

10 Столкновение

После третьей картинки

-Уже на первой картинке можно увидеть стол, но пока нельзя утверждать, что есть однозначная взаимосвязь с интерпретацией 3.

— По второй картинке можно ещё предполагать, что мужчина со столом случайно оказался поблизости, когда другой уже лежит на полу (например, в пьяном виде).

11 Кукла на витрине

После третьей картинки

Нет особых намёков

Задача Цикл «Б»

Когда ответ очевиден

Указания на правильный ответ

1 (Акула)

После второй картинки

— На второй картине видно, что люди убегают.

— Следы ног видны уже на первой картинке.

2 (Хор)

После третьей картинки, предположения могут появиться уже после второй картины

— На первой картинке щёки мужчины на первом ряду красные (могло бы указать на стыдливость или на смущение). Однако оправданность этого решения на столь раннем этапе спорна.

— На первой картинке дирижёр внимает хору. Можно было бы уже говорить о том, что дирижёр хочет различить на слух, не поёт ли кто-нибудь неправильно.

3 (Собака)

После второй картинки

— Собака стоит перед забором (говорит против варианта 1)

4 (Стирка)

После первой картинки

— Вывеска даёт повод предполагать, что здесь находится прачечная.

— Женщина несет корзину.

5 (Пистолет)

После первой картинки

— Пистолет направлен на мужчину, который стоит справа.

— Мужчина поднял руки вверх.

— Мужчины слишком старые, чтобы играть в игру «Преступник и полицейский».

— Если мужчина слева просто возвращал бы другому человеку его оружие, то тот не стал бы вытаскивать свои деньги (говорит против вариантов 2 и 3).

6 (Зонтик от дождя)

После второй картинки

— Девочка выглядит промокшей, а не вспотевшей.

— Отец не выглядит грозным, ему весело.

— Вариант 2 остаётся возможным до конца (хотя, скорее всего он неверен — об этом свидетельствует скорее отторгающий жест девушки).

7 (Король)

После третьей картинки

— Чтобы принять окончательное решение надо просмотреть все картинки.

8 (Ссора)

После второй картинки

— На второй картинке мальчик справа указывает на красный игрушечный автомобиль. Тот же самый мальчик выглядит очень сердито.

9 (Ночная музыка)

После первой или второй картинки

— Мальчик выглядит довольно раздраженным.

— Сейчас ночь (светит луна) и, вероятно, слишком поздно, чтобы идти на музыкальную репетицию (говорит против варианта 2).

— Классическая гитара — не самый характерный инструмент для современной музыкальной группы, но типична для пения серенад.

10 (Дом)

После первой (если смотреть внимательно) или второй картинки

— Мужчина держит в руках ведро.

— Не похоже, что мужчина за чем-то наблюдает (говорит против варианта 3).

— Дом не выглядит грязным, а чистка фасада была бы очень необычным занятием (говорит против варианта 1).