Модуль 2: Поспешные выводы I

Целевая ориентация: склонность к поспешным выводам, тенденция к недостаточному учёту противоречивой информации

Постановка задач

В начале терапии при помощи различных примеров разъясняются возможные последствия «короткого замыкания» в мышлении. Под рубрикой «Действие краткого замыкания в мышлении — Современные легенды» обсуждается одна современная легенда (например, предположение о том, что Пол Маккартни (Paul McCartney) якобы умер и его заменил двойник, приведенное в цикле «A». Собираются все аргументы ЗА и ПРОТИВ, происходит обмен мнениями, которые проверяются с точки зрения их правдоподобия. При этом должно быть выяснено, что легенды такого рода почти всегда основываются на преждевременных выводах и на сомнительных приметах. Эти легенды могут служить миниатюрными моделями, объясняющими индивидуальные бредовые системы. В первой группе задач представляется очередность кадров, состоящая из восьми этапов. На каждом новом этапе степень фрагментации изображаемого объекта (например, лягушка) убывает: к раньше показанной картине прибавляются новые черты объекта до тех пор, пока он не показывается полностью. Участников поочередно просят дать оценку основательности собственных либо заданных толкований. Участники должны делать свой выбор в пользу одного из вариантов лишь тогда, когда они достаточно уверены в правильности своего решения. Так, например, на первом этапе изображение лягушки похоже на лимон, так как показываются лишь контуры. В данном случае раннее решение приведёт к ошибочной оценке. Во второй группе задач показывают картины-загадки, при которых в зависимости от угла разглядывания существуют различные возможности их истолкования (на первой картине из цикла «Б» можно, на пример, увидеть либо профиль старого мужчины, либо ночную уличную сцену). По каждой картине участникам задаются вопросы о том, что они видят, и им предлагается обнаружить и другие образы, изменяя угол разглядывания.

Материалы

В первой группе задач объектами внимания являются перенесенные на кальку чёрно-белые рисунки из книги сказок. Авторы других использованных иллюстраций и фото указаны в конце презентации.

Теоретические основы

Некоторые стимулы первой группы задач были уже применены в рамках одного из наших исследований (Moritz & Woodward, 2006). В соответствии с раннее проведёнными исследованиями (Woodward, Moritz, & Chen, 2006; Woodward, Moritz, Cuttler, & Whitman, 2006) было показано, что у пациентов, которые болеют шизофренией, способность вносить поправки в свои неправильные толкования ослаблена (Woodward et al., 2006). Даже при возрастающем количестве фактов, опровергающих первоначальное интуитивное толкование, шизофренические пациенты по сравнению со здоровыми и теми, кто находится под контролем психиатра, настаивают на своих устаревших интерпретациях. Кроме того, имеются многочисленные доказательства того, что у пациентов с шизофренией наблюдается тенденция к поспешным выводам. (Van Dael, Versmissen, Janssen, Myin-Germeys, van Os, & Krabbendam, 2006; сводки см. Bell, Halligan, & Ellis, 2006; Fine Gardner, Craigie, & Gold, 2007; Garety & Freeman, 1999): Пациенты принимают необдуманные решения, делая окончательный вывод,  несмотря на недостаточность информации (о модификации этого предположения см. Moritz & Woodward, 2004).

Цель модуля

В рамках этого модуля предпринимается попытка донести до участников, что не следует руководствоваться первыми впечатлениями, ибо они чаще всего оказываются обманчивыми и кажущимися (1 группа задач), либо показывают лишь «одну сторону» (2 группа задач). В результате поступления новой информации ситуации со временем можно увидеть в новом свете. Участники должны научиться, что не стоит преждевременно отказываться от альтернативных точек зрения и мнений. Хотя согласно проведенному исследованию, шизофренические пациенты при выполнении задач первого типа не демонстрировали патологическую склонность к преждевременным выводам (Moritz & Woodward, 2006), данный материал отлично подходит для того, чтобы показать недостатки такого рода реакции. Это было несколько раз доказано и на примере других типов задач (Freeman et al., 2004; Garety, Hemsley, & Wessely, 1991; Peters & Garety, 2006).

Общие рекомендации

Прежде всего, следует обсудить преимущества и недостатки мгновенной и обдуманной реакции. В случае принятия решений, имеющих  особенно тяжелые последствия, при наличии достаточного количества времени, для заключительной оценки следует учитывать все имеющиеся аспекты. Возможные последствия поспешных выводов разъясняются на разных примерах (например, в медицине — ошибочный диагноз). Пусть пациенты расскажут о собственном опыте/ситуациях из личной жизни (особенно во время психоза). Спросите у пациентов о том, насколько они уверенны в правильности своих суждений или выводов. Участники могут выразить своё мнение таким образом, что они поднимают свою руку либо наполовину высоты, если они не совсем уверены в правильности ответа, либо вытягивают руку полностью, сигнализируя тем самым полную уверенность.

Пациенты должны научиться уменьшить степень своей уверенности в правильности своих рассуждений, когда нет достаточных доказательств.

При выполнении первой группы задач, когда участники могут высказать свои личные толкования картин, целесообразно для большей наглядности выписывать ответы на доску. Верность каждой интерпретации пересматривается в соответствии с каждым последующим этапом отображения картины. При помощи знака рукой участники могут сообщить о том, есть ли у них новая идея или они уже приняли окончательное решение. Обсуждайте вместе с пациентами, какие свойства картины говорят за или против отдельных интерпретаций.

Относительно «картин – загадок» второй группы задач инструктор должен обратить внимание на то, чтобы все участники распознали оба варианта толкования картины. В случае затруднений другой участник может оказывать помощь, указывая на определённые опорные точки (например, в первой «картине – загадке» цикла Б собака на улице соответствует руке старика мужчины).

Особые указания

Задача (лягушка, цикл «Б», вторая группа задач):

На этом примере многие пациент склоны настаивать на том, что представленная фигура — лимон. В этом случае тренер может подчеркнуть, что последует ещё семь рисунков. По всей вероятности, изображение лимона было бы полным уже после второго этапа, поэтому этот ответ маловероятен.

Спокойно меняйте группы задач. Нет необходимости проходить группы задач по очереди.