Лечение детского аутизма
Лечение детского аутизма
Аутичный ребенок – всегда тяжелое испытание для семьи. К сожалению, на сегодняшний день в России не развита система помощи таким детям – существуют лишь отдельные центры, которые, безусловно, не справляются с ростом аутизма.
Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям. Кроме того, очень важны занятия с педагогом-психологом, который должен суметь завоевать доверие ребенка.
Сверхчувствительность аутистов заставляет быть с ними очень и очень внимательными. При разговоре не следует повышать голос, ни в коем случае нельзя создавать во время беседы тревожную обстановку. Аутисты не любят множества впечатлений – поэтому на первых порах можно взаимодействовать с таким ребенком исключительно голосом.
Полезен для аутичных детей легкий массаж, проводимый в виде игры, - так дети привыкают к тактильному контакту. Ни в коем случае не допускается сильное воздействие на кожу – это вызывает ухудшение состояния.
Что касается воспитания в семье – родители должны помнить, что аутичным детям очень дороги старые игрушки, разные обломки и веревочки. Аутисты любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Аутичный ребенок всегда все замечает и запоминает, и неправильное поведение родителей может привести к утрате доверия к ним со стороны малыша.
Походы в шумные места – цирк, театр, детские представления – всегда испытание для аутичного ребенка, он не получает от них удовольствия. Аутичные дети часто боятся больших игрушек. Такому ребенку очень важна размеренность и предсказуемость жизни – он гуляет по определенным маршрутам, носит одну и ту же одежду, кушает из определенной тарелки. Часто аутисты избирательны в выборе цвета. Все это следует учитывать, стараясь помочь аутичному малышу – родители должны суметь приспособиться к его особенностям и запастись терпением, только в этом случае возможно достичь улучшения. При осторожном ненавязчивом взаимодействии с ребенком его странности начинают исчезать, а спектр интересов и любимых вещей расширяется. Зачастую аутичные дети даже начинают смотреть в глаза собеседнику и просят у родителей ласки, подходя к ним и прижимаясь всем телом. Это означает, что малышом преодолен огромный внутренний барьер, который отгораживал его от внешнего мира, мешая контакту с окружающими.
Основное правило взаимодействия с аутистами – поощрение за правильные формы поведения и отвлечение (но ни в коем случае не наказание!) за неправильные. Наказания на аутистов действуют только в одном направлении – ухудшении самочувствия. Ребенок теряет доверие к наказавшим его родителям и еще больше замыкается в себе.
Будучи очень осторожными в общении с ребенком-аутистом, родители, тем не менее, должны уделять большое внимание демонстрации своих нежных чувств к нему. Следует постоянно вызывать малыша на контакт – мягко, ненавязчиво, но упорно. С первых дней жизни следует направлять внимание ребенка на себя – и достижение результатов не заставит себя ждать.
Очень полезны для детей-аутистов занятия спортом, особенно индивидуальным, позволяющим повысить уверенность в себе, ведь аутисту важно знать, что он может себя защитить. Очень полезны плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде, занятия у-шу. Хороши для аутистов танцы и пение в хоре – аутичные дети часто хорошо поют, со временем могут даже начать солировать. Пение помогает аутистам слышать себя, что позволяет преодолевать проявления болезни.