Информация для волонтеров, проводящих занятия в детском психиатрическом отделении
Пациенты отделения: Мальчики 7-16 лет. Среди них много детей из неблагополучных семей, малоимущих семей. Среди них часто встречаются дети — сироты, воспитанники детских домов, приютов.
Познавательные, творческие, занятия и развивающие игры способствуют:
- развитию памяти, внимания, мышления детей
- развитию коммуникативных навыков и преодолению социальной изоляции
- формированию интереса к учёбе
- освоению социальных норм и правил
- развитию мелкой моторики
Форма проведения занятий:
Проводятся групповые занятия. Группа от 2-х до 6-ти человек.
Виды занятий:
Познавательные кружки по иностранным языкам, биологии, географии, курсы компьютерной грамотности
Творческие занятия: рисование, лепка.
Развивающие игры: шашки, шахматы
ОСНОВНЫЕ ДЕТСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
1. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
Гиперкинетические расстройства, или расстройство дефицита внимания, СДГВ
Эта группа расстройств характеризуется ранним началом (обычно в первые 5 лет жизни), сочетанием чрезмерно активного, слабо поддающегося контролю поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач. Ребёнок переходит от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них. Такие дети часто импульсивны и безрассудны, склонны попадать в несчастные случаи. Они часто оказываются в изоляции от других детей из-за своего поведения. Гиперкинетические расстройства встречаются у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.
Расстройства поведения
Данные расстройства характеризуются длительным (6 мес.и более) асоциальным, агрессивным или вызывающим поведением — жестокость к людям и животным, разрушения собственности (например, поджоги) итд.
Особое место в практике врача-психиатра занимают нарушения поведения, внимания и активности у детей. Часто негрубо выраженные нарушения могут скомпенсироваться самостоятельно, по мере роста и физиологического созревания ребенка, но зачастую даже при благоприятном течении процесса, результатами невнимания к таким нарушениям в раннем возрасте являются выраженные трудности при обучении в школе, а также нарушения поведения со склонностью ко всему «отрицательному» в подростковом периоде. Причем, следует отметить, что привыкание ко всему «плохому» (различные зависимости, асоциальное поведение и т.п.) у таких детей происходит значительно более быстро и декомпенсация состояния с истощением физиологических компенсаторных механизмов также наступает быстрее чем у лиц, не имевших в анамнезе такого рода нарушений.
Смешанные расстройства поведения и эмоций:
Депрессивное расстройство поведения (сочетание с депрессивными симптомами — потеря интересов и удовольствия, безнадежность, самообвинение), тревожное расстройство (включает беспокойство, тревожность), фобическое тревожное расстройство (наличие нехарактерных для определенного возраста страхов).
Тики
Тик — это непроизвольное повторяющееся движение или звуки (вокальные тики). Примеры тиков: мигание, дерганье шеей, пожимание плечом, лаяние, шипение, фыркание. Тики начинаются внезапно и ощущаются как непреодолимые.
Тики бывают разной степени тяжести. С одной стороны, легкие варианты тиков (мигание, подергивание головы) отмечаются у 10-20% детей, с другой стороны, существуют тяжёлые инвалидизирующие расстройства, относимые к тикам.
Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения:
Энурез неорганической природы, энкопрез неорганической природы, поедание несъедобного, стереотипные двигательные расстройства.
2. Расстройства психологического (психического) развития
в большинстве случаев при расстройствах психического развития показано амбулаторное наблюдение. этот вид расстройств может развиваться совместно с другими заболеваниями.
Расстройства психического развития начинаются в младенчестве или в детстве, и протекают без ремиссий и обострений, характерных для многих психических расстройств. В большинстве случаев при этих расстройствах развиваются нарушения речи, зрительно-пространственных навыков, зрительной координации. Нарушения становятся все менее выраженными по мере взросления, хотя легкая недостаточность навыка может остаться и во взрослой жизни. Расстройства психического развития встречаются у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.
Специфические расстройства развития речи и языка
Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Ребёнок может быть способен общаться и понимать речь в знакомых ситуациях, однако речевая способность всегда нарушена.
Задержка в развитии речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Специфическое расстройство речевой артикуляции; расстройство экспрессивной речи; расстройство рецептивной речи
При расстройстве речевой артикуляции ребёнок не может правильно использовать звуки речи, его речь не соответствует возрастной норме, в итоге его речь трудно понять.
Расстройство экспрессивной речи характеризуется ограниченным словарным развитием, использованием небольшого набора слов, ошибки в речи (например, пропуски окончаний, отсутствие предлогов, склонений и спряжений существительных и глаголов).
Расстройство рецептивной речи характеризуется сниженным уровнем понимания речи в сравнении с возрастной нормой.
Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией
При этом расстройстве нарушения обусловлены педагогической запущенностью или
социальной депривацией (отсутствием социальных контактов). Симптомы — ограниченность словарного запаса, несформированность фразовой речи.
Специфические расстройства развития учебных навыков
Это расстройства, при которых формирование навыков нарушено с ранних стадий развития, при этом не является следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или перенесенной травмы/заболевания.
Существует специфическое расстройство чтения, спеллингования, арифметических навыков.
Специфические расстройства моторной функции
При этих расстройствах нарушается двигательная координация, причём нарушение нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или неврологическим расстройством.
3. Умственная отсталость
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. При умственной отсталости возможно развитие других психических расстройств, частота которых в 3-4 раза выше, чем в общей популяции.
У больных часты нарушений внимания, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, медлительность, затруднения в усвоении определённых навыков. Возможны частые смены настроения, эмоциональная неустойчивость, расторможенностью влечений (больному тяжело контролировать себя). У больных может быть резко снижен эмоциональный фон, но может быть эмоциональная и двигательная расторможенность, дурашливость.
Данный диагноз, конечно, никогда не устанавливается до 3-х летнего возраста, т.к. определить уровень интеллектуальных нарушений у ребенка до 3-х лет представляет определенные сложности. Критериями установки данного диагноза является отсутствие эффекта от проводимого лечения, некомпенсируемость состояния на фоне интенсивного лечения в раннем возрасте.
Причины развития болезни
Умственная отсталость может быть обусловлена различными факторами:
- генетическим фактором (характерна для детей с болезнью Дауна, истинной микроцефалией, детей с наследственными нарушениями обмена веществ: фенилкетонурией, галактозоурией)
- внутриутробное поражение зародыша или плода (инфекционные поражения - вирусы краснухи, гриппа, паротита, гепатита, или интоксикацией плода)
- родовые травмы
- черепно-мозговые травмы, перенесённых в детстве
- нейроинфекции.
Прогноз:
Целью обучения детей с установленным диагнозом умственной отсталости является не интеллектуальная компенсация и попытка вывести их на общевозрастной уровень, а социальная адаптация и поиск того вида деятельности, пусть и не сложной с интеллектуальной точки зрения, который сможет дать возможность им во взрослом возрасте существовать самостоятельно и обеспечивать себя. К сожалению, зачастую это возможно только при легкой (редко умеренной) степени данного заболевания. При более выраженных нарушениях эти пациенты в течение всей жизни нуждаются в контроле и уходе со стороны родственников.
Умственная отсталость лёгкой степени:
Люди с лёгкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них может использовать речь в повседневной жизни. Большинство из них также достигает полной независимости в сфере ухода за собой и в домашних бытовых навыках. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости (частые проблемы с чтением и письмом).
Коэффициент умственного развития при лёгкой умственной отсталости — 50-69.
Прогноз:
В большинстве благоприятных случаев лёгкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее практической деятельности и не требующее способности к абстрактному мышлению.
Умственная отсталость умеренная:
У людей с умеренной умственной отсталостью медленно развиваются понимание и использование речи, отстаёт и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Уровень развития речи варьирует.
Коэффициент умственного развития при умеренной умственной отсталости — 35-49
Прогноз:
В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при обеспечении квалифицированного надзора. Независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди могут устанавливать социальные контакты и общаться с другими людьми.
Умственная отсталость тяжёлая и умственная отсталость глубокая:
У многих больных наблюдаются выраженные моторные нарушения, указывающие на серьезные повреждения центральной нервной системы. Понимание и использование речи ограничено. Часты общие расстройтва развития в наиболее тяжелых формах, в частности, атипичный аутизм.
Коэффициент умственного развития при умеренной умственной отсталости — 20-34 (тяжелая) и менее 20 (глубокая).
При глубокой умственной отсталости больные ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала, с ними возможны только формы невербальной коммуникации. Они нуждаются в постоянном надзоре.
4. Детский ауизм
Это общее расстройство развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Главным образом, аутизм проявляется в сфере социального взаимодействия, общения, ограниченным, повторяющемся поведением. У мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Клиническая картина:
- при интеллектуальном и психомоторном развитии, соответствующим возрастным нормам, ребёнок не использует речь при взаимодействии с другими людьми. Имеющиеся речевые навыки не использует для коммуникации с другими людьми. Усваивает некоторые речевые штампы, произнося их для некоторых потребностей. При этом характерно употребление слов в неопределённой форме. Характерно отсутствие использование местоимения «я»,- дети называют себя в 3-ем лице, т.е так, как к ним обращаются окружающие.
- у ребёнка снижена реакция на эмоции других людей.
- ребёнок не может менять своё поведение в соответствии с изменениями социальной ситуации. Поведение отличается отсутствием социально- эмоциональной взаимности.
- в поведении отмечаются тенденции к поддержанию в разных сферах жизни одного и того же порядка: не переносят новую одежду, новую еду, новую обстановку.
- игры таких детей отличаются монотонностью и пристрастием к неприспособленным для игры предметам; однообразное кручение обрывка верёвки, закрывание- открывание кранов, и.т.д.
- своеобразное отношение к матери. С одной стороны, ребёнок привязан к маме, может залезать к ней на руки, обнимать, а с другой стороны- может никак не реагировать на её уход- приход.
- необычная двигательная активность: подпрыгивания, кружения, верчения вокруг собственной оси. Необычные пристрастия и интересы:: одни и те же маршруты прогулок и поездок, рассматривание и перечёркивание карт, книг не соответствующих возрасту.
- страхи, нарушения сна, приступы агрессии;
- интеллектуальное развитие может колебаться от нормы до глубокого отставания в умственном развитии.
- в деятельности детей-аутистов мало спонтанности, творчества, фантазии;
- нарушение развития мелкой моторики.
- дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.
Течение заболевания:
Аутизм часто начинается в младенческом возрасте. Например, 6-тимесячный ребёнок может не реагировать на лица, не отличать своих от чужих, не проявлять никакой эмоциональной реакции на контакт со взрослыми, спокойно идти на руки к незнакомому человеку. Речь может опережать своё нормальное развитие: ребёнок — аутист в 2 года может произносить сложные слова или даже фразы. Затем, идёт обратный процесс: ребёнок отказывается использовать речь в контактах с другими детьми и со взрослыми.
Прогноз:
Дети с аутизмом обычно обучаются в специальных учебных заведениях по определённым программам. Взрослые люди с легкими вариантами аутизма способны выполнять монотонную работу, изучать схемы, что-то собирать, но испытывают большие трудности в построении контактов с другими людьми.
5. Шизофрения
Термин шизофрения произошёл от «шизо»- расщепление, «френикус»- рассудок, душа, личность. Т.е, термин «шизофрения» означает расщепление личности.
Причины развития
Специалисты говорят о биопсихосоциальной природе шизофрении, то есть, в развитии заболевания участвуют биологические факторы (наследственность, нейроинфекции итд), психологические (стресс), социальные (неблагоприятная обстановка в семье).
Симптомы
У больных шизофренией страдают различные сферы психики — в эмоциональной сфере возникает обеднение эмоций, агрессивность, негативизм. В познавательной сфере нарушается способности к суждениям, возникает непоследовательность, разорванность мышления, нарушение словесного выражения мыслей. Также развиваются нарушение внимания и памяти. Снижается мотивация, у больных нет зачастую желания что-то делать.
Позитивные симптомы шизофрении — это галлюцинации, преимущественно слуховые («голоса») и бред — стойкие неверные убеждения, не поддающиеся коррекции.
В социальной сфере при шизофрении резко снижается способность к построению и поддержанию социальных контактов.
Начинается шизофрения преимущественно в юношеском возрасте, однако наиболее разрушительной для личности является шизофрения, начавшаяся в детском возрасте. В данном случае может наблюдаться грубое нарушение речевого развития, основных познавательных функций. Возникают нарушения в эмоциональной сфере (возбудимость, тревожность, необычное «вычурное» поведение, дурашливость). Могут возникать трудности в усвоении гигиенических норм. Как правило, возникают проблемы в социальной сфере: трудности в контактах со сверстниками и педагогами, часто развиваются эмоциональная холодность, склонность к агрессии.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
- Категорически запрещено кого-либо выпускать из отделения и впускать в отделение;
- Занятия всегда должны проводиться в присутствии докторов или психолога
- В случае, если пациент начал проявлять эмоциональное возбуждение или агрессию, ведёт себя неадекватно,нельзя проявлять эмоциональную реакцию, нужно вести себя спокойно, не вступать с пациентом в конфликт. Нужно обратиться к персоналу.
- Нужно соблюдать правила отделения: нельзя передавать пациентам лекарства, определенные продукты питания, сигареты и зажигалки, деньги и ценные вещи.
- Если пациент сообщает вам о суицидальных мыслях, намерениях и планах необходимо обязательно сообщить об этом факте доктору или медицинской сестре.
Личные вещи: деньги, карточки, кошельки, сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки, и.т.д, не стоит оставлять без присмотра.