Диагностика аутизма
Диагностика аутизма
Постановка диагноза «ранний детский аутизм» из-за сложности самого заболевания достаточно трудоемка. Решение о постановке диагноза принимается комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит специалист по детской неврологии, психолог, психиатр и дефектолог. Диагноз ставится на основе:
1. Общей проверки состояния здоровья ребенка, включая неврологическую проверку.
2. Общей оценки функционирования, в которую входят:
- оценка развития и мышления;
- оценка адаптивности.
3. Социально-коммуникативной оценки:
- опрос родителей;
- диагностирующее наблюдение;
- отчет воспитателя детсада.
Общая проверка включает в себя, прежде всего, наблюдение за поведением малыша – разговаривает ли он, улыбается ли, интересуется ли непривычной обстановкой и незнакомыми людьми. Невролог получает от родителей информацию о том, какие события тормозят развитие малыша, что беспокоит родителей в поведении ребенка; собирает анамнез – как протекала беременность и роды, какие болезни перенес ребенок, как он спит, кушает, нет ли в семье ребенка родственников с психическими расстройствами и т.д.
Неврологическая проверка направлена на то, чтобы определить, насколько ребенок осознает сам факт проверки и насколько он взаимодействует с врачом.
Оценка функционирования выявляет, готов ли малыш отойти от родителей для проведения теста, насколько он сотрудничает со специалистом, проводящим проверку. Регистрируется реакция ребенка на различные сенсорные стимулы, а также стереотипные вербальные и невербальные действия.
Исследования интеллекта помогают выявить, насколько интеллект малыша отличается от нормы и в каких аспектах.
Оценка адаптивности ребенка основывается на опросе родителей о том, насколько самостоятелен ребенок в повседневной жизни. Это касается речевых, социальных, моторных навыков и самообслуживания.
Оценка речевых навыков проводится на уровне использования доступных понятий в повседневном общении с малышом, построения предложений, задавания ребенку вопросов и т.д.
Оценка социальных навыков основана на проверке осознания ребенком общепринятых правил поведения, проявления интереса малыша к играм в компании сверстников.
Оценка моторных навыков проверяется на уровне графомоторных навыков – умеет ли малыш пользоваться ножницами, рисовать, раскрашивать рисунки, а также на уровне навыков так называемой большой моторики – умеет ли ребенок подниматься по ступеням, прыгать, бегать, залезать на лестницу и т.д.
Оценка навыков самообслуживания проводится на основе развитости навыка использования туалета.
Социально-коммуникативная оценка начинается с опроса родителей. В ходе опроса оцениваются:
1. Коммуникация – вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация подразумевает владение ребенком такими навыками, как понимание простых инструкций, способность к диалогу, артикуляции, выражению эмоций через интонации, поддержанию темпа разговора. Невербальная – способность показать пальцем на интересующий малыша предмет, использование жестов, покачивание головой, способность к спонтанной имитации.
2. Социальное развитие и игры – здесь оценивается способность малыша смотреть собеседнику в глаза, улыбаться ему, выражать эмоции по отношению к окружающим, проявлять инициативу и интерес к играм, отслеживается реакция на приближение других детей.
3. Поведение и интересы – фиксируется (при наличии таковой) чрезмерная увлеченность одним видом деятельности, повторяющиеся стереотипные действия, ритуалы, агрессивное поведение, реакция на изменения в повседневном темпе жизни.
Диагностирующее наблюдение позволяет дать оценку уровню коммуникаций, социального взаимодействия, воображения малыша. В наблюдении используются заранее подготовленные ситуации, в которых ребенок может проявить аутистические черты.
На основе всех этих тестов выявляются признаки аутизма, и при наличии их явной выраженности устанавливается соответствующий диагноз.
Заболеваемость аутизмом составляет 10 на 10000 населения, синдромом Аспергера 2 на 10000 населения. Мальчики заболевают чаще, чем девочки, в примерном соотношении 8:1. Дифференциальная диагностика аутизма и синдрома Аспергера в связи с некоторой социальной запущенностью, нарушением общения, ограниченными интересами, стереотипным поведением обычно проводится с такими психическими расстройствами, как обсессивно-компульсивные, шизоидные\шизотипические изменения личности, социальная фобия и шизофрения.